Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков
«В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»?»
Каждый талантливый писатель, входя в литературу, ведет за собой «своих», свойственных его интересам и мировоззрению, героев.
Самым ярким из них является Иван Флягин — главный герой повести Лескова «Очарованный странник». Первое, что мы замечаем в этом герое, — его удалой, безудержный, залихватский характер. Кажется, что Иван влюблен в жизнь, что сам он — отражение этой жизни во всей ее полноте, силе и яркости. Именно от полноты своих сил, не думая о последствиях, герой нагнал воз, на котором спал старый послушник, и «изо всей мочи» ударил старика кнутом. Именно полнота сил, не обузданная разумом, «обеспечила» Флягину его судьбу — много раз погибать и ни разу не погибнуть, а когда придет настоящая погибель, пойти в божьи послушники — чернецы.
Жизнь Ивана — это череда странствий и испытаний, как физических, так и духовных. Начало было положено, когда Иван вместе с лошадью сорвался в пропасть, потом произошла история с голубятами и последовавшее за ней наказание, чуть не приведшее его к самоубийству.
Кажется, будто по чьей-то злой воле обрушивается на Флягина жизнь со всеми ее превратностями. И герой не выдерживает ее давления, как, например, в случае с цыганом, толкнувшим его на занятие конокрадством. Мы понимаем, что Флягину не хватает крепкого нравственного стержня, понимания разницы между добром и злом. Именно такая «внутренняя аморфность» и обуславливает его «хождение по мукам».
Кажется, будто над Флягиным возымели власть неведомые чародейские силы, околдовавшие его. «Я многое даже не своею волею делал», — признается Иван Северьянович. Я думаю, эта власть рокового начала и превращает его в «очарованного странника», а еще, по Лескову, в «очарованного богатыря», который, подобно древнему витязю из русских былин, погружен в мертвый сон, обессилен вражьими чарами.
Однако горестные скитания Флягина обусловлены и вполне реальными причинами. Он уходит с цыганом-конокрадом, потому что не хочет возвращаться в графский дом, к своему наказанию — «в аглицком саду для дорожки молотком камешки бить». Герой бежит в Рынь-пески, спасаясь от возможного преследования полиции за смерть богатыря Савакирея, и в монастырь он уходит по той же причине — «деться было некуда».
Немало содействуют скитальчеству Ивана и чары внутренние, в первую очередь обостренное чувство собственного достоинства. Для него лучше стать «разбойником», чем «завтра и послезавтра опять все то же самое, стой на дорожке на коленях, да… молотком камешки бей». Больше того, душевная гордость Ивана не дает ему снести насмешки окружающих, что за «кошкин хвост» осужден он «гору камня перемусорить».
Русский характер Флягина не только широк и доверчив, это поразительно легкая добыча для злых сил. Иван Северьянович становится убийцей и вором и в результате оказывается в конфликте не только с внешними обстоятельствами, драматизирующими его жизнь; но и с самим собой, собственной натурой.
Победить себя, обрести нравственный идеал и равновесие необъятных сил, расходуемых впустую, становится возможным по мере прохождения Иваном Северьяновичем его жизненного пути. На долю Флягина выпали многие испытания: это и схватка со степным богатуром ради красавца жеребца, и многолетний татарский плен, и страстная любовь к прекрасной цыганке, и ее же убийство, и военный подвиг, и монашество.
И мы видим, что ведет Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарованность миром, которая является доминантой его характера. Так в повести открывается вторая сторона смысла поэтической формулы «очарованный странник».
Очаровывая, уводит героя вслед за собой красота песни, которая «то плачет, то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде и точно сразу опять сердце вставит…». Родственное душе Ивана Северьяновича чувство прекрасного явлено и красотой коня («И чувствую, что рва¬нулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию»), и красотой цыганки Груши. Вслед за восхищением ее женской красотой придет к Ивану Северьяновичу глубокое чувство любви, в котором обнаружится желание не только разделить с любимой ее боль и страдание, но и сохранить ее душу неоскверненной.
Для Флягина жертвенная любовь к Груше становится моментом осознания истины жизни, своеобразным итогом многотрудного странничества, за которым уже начинается путь праведника — человека, «беззаботного к себе». Мне кажется, недалеко то время, когда пробудится в герое Лескова потребность высшего жертвенного подвига во имя народа. В воздухе запахло войной, и Иван Северьянович ждет только часа сбросить рясу со своих богатырских плеч, опоясаться мечом и отдать жизнь за народ.
«Мне за народ очень помереть хочется» — эта флягинская фраза, достойная эпического героя-богатыря, венчает итог странствий Ивана Северьяновича, будущего праведника. В финале он предстает личностью огромной духовной высоты и нравственной стойкости, обретшей смысл жизни в простой истине — жить для других.
Таким образом, название повести Лескова — «Очарованный странник» — отражает характер ее главного героя, основные черты русского национального характера. Влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях, с одной стороны, и незащищенность от этой жизни — вот главное противоречие Ивана Флягина, в итоге приведшее его к пониманию своего истинного предназначения.
Другие сочинения по этому произведению
Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести