Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
92 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)»
Сочинение
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить...
Ф. И. Тютчев
Максим Горький считал Николая Лескова «самобытнейшим» писателем русским, ярко отразившим в своем творчестве противоречия жизни России второй половины XIX века.
Лесков, писал он, прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа...» Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил полуголодный, полупьяный народ, и вполне искренне считал его способным ко всем добродетелям, но любил все это, не закрывая глаз.
Довольно трудно сопоставить творчество Н. С. Лескова с фундаментальными произведениями других русских писателей XIX века — и не потому, что его талант не так велик, как у классиков русской литературы, а потому, что Лесков, в своих произведениях, смотрит на жизнь под другим углом зрения. Л. А. Аннинский так говорит об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее — из нутра. Они с необъятной высоты видят в русском мужике... неколебимо прочные основы русского эпоса. Лесков же видит живую шаткость этих опор: он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос». Необычность творческого подхода писателя к своим произведениям заключается в том, что он смотрит на жизнь широко и не пытается заковать образы героев в рамки определенной традиции.
В каждом его произведении читатель чувствует, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России.
Произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» по праву считается вершиной творчества автора. В этой повести герой русской жизни отчетливо выражен в образе беглого крепостного Ивана Флягина.
Повесть «Очарованный странник» — это произведение о жизни простого русского человека. Она богата приключениями и необычными жизненными ситуациями. Но если более вдумчиво и глубоко рассмотреть эту повесть, то за обыденным бытовым повествованием можно увидеть исследование жизни и судьбы русского народа.
Вот таким я впервые увидел его на страницах повести: «...он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого».
Каждый новый эпизод повести раскрывает передо мной новый этап в духовном развитии героя. Герой пока еще не согласует своей жизни с жизнью других людей, не чувствует ответственности перед ними. Флягину предстоит многое испытать и пережить, прежде чем эта ответственность откроется ему.
Путь, каждый проходит герой повести, это поиск своего места среди людей.
Богатырская сила Ивана ищет выход: стихийный прорыв энергии происходит и в драке Флягина с уланом-ремонтером, и в схватке с Савакиреем. А татарский плен становится одновременно и возможностью спасения, и десятилетней тюрьмой.
Здесь, в татарском плену, неожиданно для самого героя открывается недостатснностъ одного только непосредственного бытия. Татары дают Флягину жен, те рожают ему детей, но детей чужого народ с его бедами и радостями так и не стала его жизнью. Тоска по родине, по несоизмеримо богатейшей и полной жизни своего народа заставляет Ивана Сеаерьянова мечтать об освобождении и добиваться его.
Во всех жизненных испытаниях Иван Северьянович остается верным своему слову и долгу, совершая поступки, полные, благородства и героизма. Но при всем этом Лесков не идеализирует героя, во всех подробностях изображая его дикарскую жестокость, запойные выходы.
В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы - испытание героя любовью как высшая проверка его человечности. Талант и красота обладают у Лескова поистине магической силой воздействия. В Груше талант неотделим от суеверий, примитивности представлений. Но чем больше рассеивается дымка романтической исключительности вокруг образа Груши, тем сильнее и человечнее любовь к ней Флягина.
Чистота и величие чувства Ивана Северьяновича в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Простой мужик поднимается в нем до неизмеримо нравственных высот.
Сюжетные повороты повести всякий раз оказываются неожиданными. И не князь убивает Грушу,! а Иван Северьянович помогает ей уйти из жизни. Именно тогда и происходит рождение подлинной человечности героя, берущего на себя всю полноту ответственности за судьбу другого человека.
После гибели Груши герой идет в солдаты за другого, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел.
На всем протяжении жизни Флягину уготованы искушения ее соблазнами, и герой в высшей степени открыт для всякого рода искушений, потому что живет преимущественно не разумом, а чувствами.
Судьба Ивана Северьяновича и вся его жизнь находятся под постоянной угрозой. Но герой ни разу я не жалуется ни на людей, ни на обстоятельства, тем самым приумножая свое духовное богатство. Герой никогда не теряет своей человечности, а свое назначение находит в любви к своей родине и народу.
Поэтому в финале повести он говорит о том, что дух повелевает ему ополчаться в виду предстоящей войны. И Иван Северьянович собирается клобучок снять, а амуничку надеть, повинуясь внутреннему зову, своему истинному призванию— помереть за свой народ.
Могучую силу сопротивления социальным обстоятельствам дает русскому человеку, по мнению писателя, особое свойство, в высшей степени присущее национальному характеру. «Ты не такой, как я свистун, а ты настоящий, высокой степени артист..— говорит с удивлением и невольным уважением Ивану Северьяновичу князь, отмечая особый душевный склад личности героя, богатство и пустоту ее, особую чуткость к добру и красоте.
В русскую литературу Лесков вошел как великий рассказчик, благодаря таланту которого читатель услышал народный голос, а услышав, приблизился к постижению тайны незыблемости истинно человеческого в постоянно меняющемся мире.
Ф. И. Тютчев
Максим Горький считал Николая Лескова «самобытнейшим» писателем русским, ярко отразившим в своем творчестве противоречия жизни России второй половины XIX века.
Лесков, писал он, прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа...» Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил полуголодный, полупьяный народ, и вполне искренне считал его способным ко всем добродетелям, но любил все это, не закрывая глаз.
Довольно трудно сопоставить творчество Н. С. Лескова с фундаментальными произведениями других русских писателей XIX века — и не потому, что его талант не так велик, как у классиков русской литературы, а потому, что Лесков, в своих произведениях, смотрит на жизнь под другим углом зрения. Л. А. Аннинский так говорит об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее — из нутра. Они с необъятной высоты видят в русском мужике... неколебимо прочные основы русского эпоса. Лесков же видит живую шаткость этих опор: он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос». Необычность творческого подхода писателя к своим произведениям заключается в том, что он смотрит на жизнь широко и не пытается заковать образы героев в рамки определенной традиции.
В каждом его произведении читатель чувствует, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России.
Произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» по праву считается вершиной творчества автора. В этой повести герой русской жизни отчетливо выражен в образе беглого крепостного Ивана Флягина.
Повесть «Очарованный странник» — это произведение о жизни простого русского человека. Она богата приключениями и необычными жизненными ситуациями. Но если более вдумчиво и глубоко рассмотреть эту повесть, то за обыденным бытовым повествованием можно увидеть исследование жизни и судьбы русского народа.
Вот таким я впервые увидел его на страницах повести: «...он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого».
Каждый новый эпизод повести раскрывает передо мной новый этап в духовном развитии героя. Герой пока еще не согласует своей жизни с жизнью других людей, не чувствует ответственности перед ними. Флягину предстоит многое испытать и пережить, прежде чем эта ответственность откроется ему.
Путь, каждый проходит герой повести, это поиск своего места среди людей.
Богатырская сила Ивана ищет выход: стихийный прорыв энергии происходит и в драке Флягина с уланом-ремонтером, и в схватке с Савакиреем. А татарский плен становится одновременно и возможностью спасения, и десятилетней тюрьмой.
Здесь, в татарском плену, неожиданно для самого героя открывается недостатснностъ одного только непосредственного бытия. Татары дают Флягину жен, те рожают ему детей, но детей чужого народ с его бедами и радостями так и не стала его жизнью. Тоска по родине, по несоизмеримо богатейшей и полной жизни своего народа заставляет Ивана Сеаерьянова мечтать об освобождении и добиваться его.
Во всех жизненных испытаниях Иван Северьянович остается верным своему слову и долгу, совершая поступки, полные, благородства и героизма. Но при всем этом Лесков не идеализирует героя, во всех подробностях изображая его дикарскую жестокость, запойные выходы.
В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы - испытание героя любовью как высшая проверка его человечности. Талант и красота обладают у Лескова поистине магической силой воздействия. В Груше талант неотделим от суеверий, примитивности представлений. Но чем больше рассеивается дымка романтической исключительности вокруг образа Груши, тем сильнее и человечнее любовь к ней Флягина.
Чистота и величие чувства Ивана Северьяновича в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Простой мужик поднимается в нем до неизмеримо нравственных высот.
Сюжетные повороты повести всякий раз оказываются неожиданными. И не князь убивает Грушу,! а Иван Северьянович помогает ей уйти из жизни. Именно тогда и происходит рождение подлинной человечности героя, берущего на себя всю полноту ответственности за судьбу другого человека.
После гибели Груши герой идет в солдаты за другого, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел.
На всем протяжении жизни Флягину уготованы искушения ее соблазнами, и герой в высшей степени открыт для всякого рода искушений, потому что живет преимущественно не разумом, а чувствами.
Судьба Ивана Северьяновича и вся его жизнь находятся под постоянной угрозой. Но герой ни разу я не жалуется ни на людей, ни на обстоятельства, тем самым приумножая свое духовное богатство. Герой никогда не теряет своей человечности, а свое назначение находит в любви к своей родине и народу.
Поэтому в финале повести он говорит о том, что дух повелевает ему ополчаться в виду предстоящей войны. И Иван Северьянович собирается клобучок снять, а амуничку надеть, повинуясь внутреннему зову, своему истинному призванию— помереть за свой народ.
Могучую силу сопротивления социальным обстоятельствам дает русскому человеку, по мнению писателя, особое свойство, в высшей степени присущее национальному характеру. «Ты не такой, как я свистун, а ты настоящий, высокой степени артист..— говорит с удивлением и невольным уважением Ивану Северьяновичу князь, отмечая особый душевный склад личности героя, богатство и пустоту ее, особую чуткость к добру и красоте.
В русскую литературу Лесков вошел как великий рассказчик, благодаря таланту которого читатель услышал народный голос, а услышав, приблизился к постижению тайны незыблемости истинно человеческого в постоянно меняющемся мире.
Другие сочинения по этому произведению
Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести