Очарованный странник

Николай Семёнович Лесков


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
92 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Иван Флягин правдоискатель земли русской»

Сочинение

Повесть «Очарованный странник» - одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков - мастер фольклорных образов - изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя. Главный герой повести - Иван Северьяныч Флягин - «очарованный странник», путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души.

Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) - типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.

С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: «Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь». Ему за пятьдесят, но он - воин в прямом смысле слова, «добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина». Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая «бьет через край».

Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни. Автор указывает, что его герой «много повидал на своем веку», но Флягин - прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.

Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных - он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.

Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения. Иван - гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.

Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках «судьбы», своей истины. Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, - он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).

С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.

Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. «Мне за народ очень помереть хочется», - говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.

Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.

Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты.

Лесков

Повесть Лескова «Очарованный странник» была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Фляги-на. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконномколпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...»,- пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился «в крепостном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Живя «при отце на кучерском дворе», он «постиг тайну познания в животном» и полюбил коней да быструю езду.

Будучи у своей матери «молитвенным сыном», Иван был «сыном обещанным» и с самого рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела, он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что человека преследует злой рок. Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню...»

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: «... домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

Прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), а тоска по родине не проходила. Герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: «Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Вера для русского человека всегда имеет большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужих в плену. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться». «Так молишься,- говорит Иван,- что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь».

Герой много испытал на своем веку. Его широкая душа становится еще шире от встречи с Грушей. Он сумел понять ее, самозабвенно и преданно полюбить. Груша гибнет. Уходит неизвестно куда и Иван, но встречает на пути старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему «за народ очень помереть хочется».

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре. Отвергнув самое первое призвание к Богу, он «прошел от одной стражбы до другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все... монахом в ведении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось» за его недоверие.

На примере «очарованного богатыря» Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. В этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

Лев Толстой говорил: «Лесков - писатель будущего, его жизнь в литературе глубоко поучительна». Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывается нам сегодня в полном объеме. Мы восхищаемся его героями-праведниками, его прекрасным, народным языком. И его литературный дар навсегда останется в истории великой русской культуры.

Другие сочинения по этому произведению


Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник — самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник"). Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник” В чём драма Ивана Флягина Иван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» Повесть "Очарованный странник" Николая Лескова Идейно художественное своеобразие повести Лескова "Очарованный странник" Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник” Поэтичность прозы Лескова ("Очарованный странник") Странник Лескова (по повести "Очарованный странник") Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина «Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник» Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» “Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник” Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник») Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2 Очарованный странник — самый значительный герой Лескова Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник» Смысл названия произведения "Очарованный странник" Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление греха Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» «Очарованный странник» как образ России Загадочная русская душа в повести “Очарованный странник” Краткая характеристика произведения "Очарованный странник" Лескова Н.С. «Очарованный странник» Н. С. Лескова Образ скитальца Ивана Флягина Смысл странствий Ивана Флягина Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести "Лескова Очарованный странник" Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник» Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странник Образ Ивана Северьяныча Флягина Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»