Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

Сааведра Мигель Сервантес


Краткое изложение
Читается примерно за 25 минут
Сочинения
53 сочинения

«Дон Кихот и Гамлет»

Сочинение

В статье И. С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» (опубл. 1860) были сопоставлены два мировых литературных персонажа. Отклики А. И.Герцена, Л. Н.Толстого, Н. С.Лескова и др. показывают, что предложенное И. С. Тургеневым сопоставление сразу же было принято и стало использоваться русской интеллигенцией. При этом Дон Кихот трактовался как воплощение героического начала, Гамлет — как образ бездействующего мыслителя, в котором героическое подавлено эгоизмом.

Тургеневская трактовка — одна из многих точек зрения на эти мировые литературные типы. Существуют прямо противоположные версии, например, сентименталистская и романтическая трактовки Гамлета, уверенность читателей XVII — XVIII вв. в том, что Дон Кихот отрицательный персонаж, сменившаяся на восхищение Дон Кихотом со стороны романтиков, и т. д. С позиций теззаурологии это объяснимо, но должны быть какие-то свойства самих произведений, обеспечивающие такое разнообразие интерпретаций.

Произведения Шекспира и Сервантеса написаны почти одновременно и несут на себе следы переходной эпохи. Множественность трактовок заложена в самой их структуре. Точка зрения автора скрыта у Шекспира за счет драматической формы, у Сервантеса — с помощью игры точками зрения (рассказчики, арабский летописец Сид Ахмет бен-Инхали, толедский мориск — переводчик с арабского). Невозможность единой трактовки заложена и в героях. У Шекспира и Сервантеса мировые литературные персонажи — это типы, совмещающие крайности. Человек здесь не сводим ни К разуму, ни к доброте. Для окружающего мира Гамлет и Дон Кихот — маргиналы. Их безумие носит философский характер (открытие истинного лика мира в «Гамлете», создание виртуальной реальности в «Дон Кихоте»).

Неоднозначность, многомерность мира и человека объясняет композиционные диспропорции в сюжете (кульминация в середине «Гамлета», непредутадываемость сюжетных ходов и вставные новеллы в «Дон Кихоте»). Образ Гамлета так подан Шекспиром, что он стоит над зрителем (знает нечто, чего не знает зритель). Сервантес использовал противоположную разновидность того же приема: Дон Кихот намеренно расположен ниже читателя (безумец, достойный осмеяния), и его великая вера и глубокие мысли создают впечатление загадки.

Ни загадка Гамлета, ни загадка Дон Кихота не могут быть разгаданы, так как это — литературный прием, который подчеркивает многомерность человека и мира.

Другие сочинения по этому произведению


Дон Кихот и донкихотство (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот») Дон Кихот - “мудрый безумец” Дон Кихот Ламанчский - характеристика литературного героя Санчо Панса - характеристика литературного героя Образ Дон Кихота символ, даже – мифологема Дон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса "Дон Кихот") (2) Роман – художественный анализ «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы Современные Дон Кихот и Санчо Панса в романах Верфеля Трагическое и смешное в образе Дон Кихота Роль Санчо Панса в раскрытии характера главного героя (по роману М. де Сервантеса "Дон Кихот") Раскройте проблематику романа Сервантеса «Дон Кихот». Объясните суть понятия «донкихотство» Гамлет и Дон Кихот Роман «Дон Кихот» трагикомический эпос испанской жизни Образ главного героя в романе «Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи» Смешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот Ламанчский Дон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса "Дон Кихот") (1) Дополнением к образу Дон Кихота является образ Санчо Пансы Дайте характеристику образа Санчо Пансе в романе Сервантеса «Дон Кихот» Сервантес «Дон Кихот» Роман «Дон Кихот» пародия на рыцарские романы Характерные черты художественного мира «Дон Кихота» М. де Сервантеса Конфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот» Конфликт между благородными стремлениями Дон Кихота и реальностью Хитроумный Идальго из Ламанчи и его оруженосец (по роману М. де Сервантеса "Дон Кихот") Мигель Сервантес де Сааведра Язык персонажей в романе «Дон Кихот» «Фигура умолчания» в романе «Дон Кихот» «Дон Кихотом» началась новая эра искусства — нашего, новейшего искусства Изучение романа «Дон Кихот» Дон Кихот — центральный персонаж романа Дон Кихот и Санчо Панса как олицетворение двух жизненных позиций Образ и характеристика Сансо Пансы в романе Сервантеса «Дон Кихот» Судьбы героев романа «Дон Кихот» Санчо Панса — кастильский крестьянин, односельчанин Алонсо Кихано Странствования Дон Кихота в поисках справедливости Конфликт между идеалом и действительностью центральная проблема романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Cмешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот Ламанчский Благородный рыцарь или сумасброд Немеркнущие идеалы в романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигель Сервантес де Сааведра (1547—1616) Персонажи и художественный мир романа «Дон Кихот» Дон Кихот и Санчо Панса: две жизненные позиции Дон Кихот и Санчо Панса в романе Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Дон Кихот — вечный образ в литературе Дон Кихот на тощем Росинанте и Санчо Панса на ослике Почему мы сочувствуем Дон Кихоту Произведение раздумье Дон Кихот и современность Дон Кихот - человек чести и слова Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги Дон Кихот и Санчо Панса Почему Сервантес называет Дон Кихота «хитроумным идальго»