Господа Головлёвы

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»»

Сочинение

Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы стоит в ряду лучших произведений русских писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков. В своем суровом приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.

Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания семейства помещиков Головлевых. Оно является собирательным художественным образом, в котором автор обобщил все типичные черты быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены крепостного права и после нее.

Читая роман, испытываешь чувство омерзения к этим паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Слова балбес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй были обычными в этом семействе. В чем же дело. Может быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились. Ничуть не бывало. Дом полная чаша.

Арина Петровна глава семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта властная женщина в течение длительного времени единолично управляла обширным имением и благодаря своей энергии сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей своих двух щенков. Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к лицемерию, наушничанью ради лучшего куска на блюде.

Дети разделялись на любимчиков и постылых. Меняя любимчиков и развращая их таким отношением, мать заглушала их естественное чувство любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это делалось ради семейного благополучия, то есть для блага этих же детей, которых Арина Петровна изуродовала своим воспитанием.

Совершенно забит и ушел в себя Пашка-тихоня, прожил купленный ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование Степка-балбес, постылый сын; на кислом молоке и попорченной солонине воспитываются сиротки внучки. Таковы предварительные итоги помещичьего воспитания.

От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес. Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. Трагически сложилась жизнь наследников Арины: изуродованное детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности, которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию извергов.

Самый страшный из них Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед матерью, лебезил, показывал, что он весь послушание и преданность. Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания наказания это способ, который, все более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку головлевской семьи на одиночество и прозябание и сам сделался властелином всех головлевских богатств.

Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущим кровь своих жертв. Иудушка садист, он находит в страданиях других наслаждение. Его нравственное оскудение так велико, что без малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное я, Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей Владимира, Петра и младенца Володьку.

Иудушка пустослов. Он зудил, надоедал, тиранил своими речами окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин, сгноить человека.

Но запас его слов определяется запросами паука-помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает массы словесного гноя. Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела, потихонечку да полегонечку, а что самое ужасное по закону. Так писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя все считают его кровопийцей, и с полным на то правом, он может возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно.

Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного. И вместе с тем это олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на крепостническую мораль и закон. Своим произведением писатель-сатирик вынес смертный приговор исторически обреченному классу помещиков-крепостников.

В романе очень остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика, подвергающегося беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную, пустоутробную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни Головлевых заключается в стяжательстве, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.

Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, проводится под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически только для утверждения личной власти. Даже собственные дети для нее «лишние рты», которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: «И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала… для кого»

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола «маменьки» воспитывали в них лживость и угодничество. Этими качествами особенно отличался Порфирий Головлев, получивший от других членов семьи прозвища «Иудушка» и «кровопийца». Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством. Создается впечатление, что Иудушка Головлев, как и Арина Петровна, это литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.

Иудушка Головлев действует только «по закону», потому что законы, существовавшие как до реформы, так и в пореформенное время, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами. Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила солониной, он ласково говорит на прощание: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал».

История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.

Тема семьи в одном из произведений русской литературы. М. Е. Салтыков-Щедрин принадлежит к числу величайших писателей сатириков в мировой литературе. Господа Головлевы семейная хроника. Автор правдиво рисует помещичью усадьбу и видит в ней, смерть злобную, пустоутробную. С неумолимой правдивостью он рисует картину разрушения дворянской семьи, в которой показывают обреченность класса эксплуататоров крепостников. Причины вырождения социальные, а следовательно в нем речь идет о вырождении дворянского сословия, благополучие которого веками держалось на эксплуатации труда крепостных. Но в произведении поставлен и другой вопрос о необратимых последствиях к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны. Действие романа охватывает значительный отрезок времени: от детства главного героя Порфирия Головлева до его гибели, и за этот период показана история трех поколений Головлевых.Ведь даже собственные дети для нее лишние рты. Спокойно и безжалостно она наблюдает как разоряются и умирают ее дети в нищете. Стараясь вроде бы для детей она видит в них врагов, которым когда-то вынуждена будет отдать все, что накоплено с таким трудом. А когда дети вырастают, она выбрасывает им куски: Степану доходный дом в столице, Павлу деревеньку, с которой едва можно прокормиться. Иудушка лестью и обманом не только забирает все, что было накоплено и создано матерью, но сам же ее выставляет за дверь и становится полновластным хозяином всего. Богатеть Арине Петровне удавалось только до тех пор, пока было, кого обирать. Не стало крепостных, и она растерялась и вынуждена была передать управление имением Порфирию. Вот при нем и началось разорение не стало рабов. Порфирий наиболее яркий представитель второго поколения. Старший сын Степан, умный по-своему, видимо, талантливый, но безвольный, не способный ни к какой деятельности, быстро промотал маменькин кусок, скоро спивается и умирает.

И она в нем пробудилась, но слишком поздно! Больно смотреть на него, умирающего на могиле матери, беспомощного несчастного. Сатирик разоблачает бессмысленность накопительства, полную пустоту помещичьей жизни. Отсутствие духовных интересов, невежество характеризует семейный быт Головлевых. Праздность, паразитизм вот причина разложения семьи. На примере семьи Головлевых Салтыков-Щедрин показал, как нравственные изъяны ведут семью к гибели. Прочитав это произведение, я получил урок о том, что жить надо для добра, не делая зла людям. Делай добро пока ты жив, потом будет поздно.

Другие сочинения по этому произведению


"Господа Головлевы" — роман-хроника Арина Петровна и ее сыновья (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») «До какой низости может дойти человек…» (по роману «Господа Головлевы») Анализ эпизода смерти Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств? Жизненный путь Иудушки История «выморочной семейки» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Какие «семейные итоги» подводи М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»? Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы Мать и сын в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) Роман М. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы» Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Тема семьи в одном из произведений русской литературы (по роману М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Тема семьи в романе "Господа Головлевы" Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (пороману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».) Абсолютная вершина Щедрина в искусстве его беспощадного реализма – роман «Господа Головлёвы» Читая роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Структура образа Иудушки Головлева Разбор романа Господа "Головлевы" – художественный анализ Что делает Иудушку Головлева "вечным типом"? Арина Петровна Головлева – деспот или жертва сложившихся обстоятельств 2 До какой низости может дойти человек. Мать и сын в романе Арина Петровна Гоголева в "Господах Гоголевых" М.Е. Салтыков - Щедрин Нравственное убожество героев в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение с обзором сюжета по роману «Господа Головлевы» Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадности Характеристика образа Арины Петровны в романе «Господа Головлевы» Действие «Господ Головлевых» Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе Композиция и сюжет романа ОБЛИЧЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» Чему нас учить образ Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы» Краткое содержание романа «Господа Головлевы» Герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арина Петровна и ее сыновья Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль семейная» в усадьбе Головлевых Семейные итоги в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение по роману "Господа Головлевы" Описание образа Иудушки в романе «Господа Головлевы» Сравнение образов Арины Петровны и Иудушки в романе «Господа Головлевы» Какие "семейные итоги" подводит М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романа Порок под личиной добродетели в романе «Господа Головлевы» Деспотическая власть Арины Петровны Основа романа хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Духовный распад помещичьего класса в романе «Господа Головлевы» Арина Петровна Головлева - деспот или жертва сложившихся обстоятельств 1 Композиция романа Тема семьи в одном из произведений русской литературы Какие «семейные итоги» подводитМ. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы» История семейства Головлевых Характеристика Иудушки в романе «Господа Головлевы» Значение образа Арины Петровны Головлевой в романе «Господа Головлевы» Роман Салтыкова Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству Образ Порфирия Головлева «История умертвий» Иудушки Головлева Нравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы» Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»