Господа Головлёвы

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Структура образа Иудушки Головлева»

Сочинение

Для русской литературы такой смысл трагедии стал очевидным в XX веке. Д. Мережковский, например, заключает свои рассуждения на эту тему характерными выводами: "...камни в Иуду надо кидать осторожнее - слишком к нему близок Иисус"; "камни в Иуду надо бы кидать осторожнее: слишком, увы, близко к нему все человечество. Только в себя заглянув бесстрашно-глубоко, мы, может быть, увидим и узнаем Предателя".

Роман "Господа Головлевы" не упомянут в "Книге Иуды". Возможно, это произошло потому, что в традиции восприятия романа сложилось представление, согласно которому автор "заземлил" своего героя, подал его историю, как социально-бытовую, сосредоточил внимание читателя на "подлом" быте, а это как будто бы не имеет отношения к высокой трагедии.

Однако сейчас уже очевидно, что подобная поэтика способна не затемнить, а обнаружить масштаб трагедии. Подтверждение можно найти, обратившись ко многим эпизодам романа. В частности, в описании предсмертного состояния старшего брата Иудушки Степана. На бытовом уровне автор-повествователь говорит об одном из проявлений белой горячки, наступающей после запоя. Но не только, здесь передано состояние брошенного, одинокого, гибнущего человека, сознание которого оказывается, пущено в беспредельность: "Нужно дождаться ночи, чтобы дорваться до тех блаженных минут, когда земля исчезает из-под ног и вместо четырех постылых стен перед глазами открывается беспредельная светящаяся пустота" (VI, 53 - 54). Образ "светящейся пустоты" трудно назвать только бытовым. В эпитете "беспредельная" есть смыслы, соотносимые с семантическим полем "безудержности" и "безобразия", свойственных русскому человеку, не знающему себе предела, теряющему его, и в этом смысле "бытовые". Но сохранены в этом эпитете и смыслы, позволяющие интерпретировать "беспредельность" как "бесконечность", в высоком романтико-метафизическом ключе.

Низкий быт и высокая трагедия, пустословие и творчество, реальность и фантазия, беспредельность и точка, свет и тьма, грех и прощение, Иуда и Христос - ни одно из этих противоречий не разрешается в романе Салтыкова-Щедрина в линейной перспективе. Тему прощения ведет за собой тема греха, бытие Иудушки взывает к Христу. Важно не то, как прощен Иудушка: совершенно или нет. Важна сама трагическая неразъятость греха и прощения, устойчивая неизменность этой антиномии.

Само наличие неснятых противоречий является знаком того, что роман "Господа Головлевы" следует воспринимать как художественное произведение, продолжающее пушкинскую, "онегинскую" традицию, - ведь именно в романе Пушкина впервые появились такого рода противоречия как осознанный художественный принцип. У Салтыкова-Щедрина изменилось содержание противоречий, но принцип их неустранимости остался неизменным. Неснятые, неснимаемые противоречия образуют в романе качество глубины.

Лексическое значение слова "глубина" в XIX веке, о чем свидетельствует словарь В. Даля, определилось в противоположных направлениях: первое - "высота", в обратном смысле - "пропасть", "бездна".11 Трагедия бытия в "общественном" романе "Господа Головлевы" оттого и воспринимается как вечная трагедия, что намечена в пределах между бездной и высотой, совершается, говоря словами самого писателя, "где-то в пространстве".

Другие сочинения по этому произведению


"Господа Головлевы" — роман-хроника Арина Петровна и ее сыновья (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») «До какой низости может дойти человек…» (по роману «Господа Головлевы») Анализ эпизода смерти Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств? Жизненный путь Иудушки История «выморочной семейки» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Какие «семейные итоги» подводи М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»? Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы Мать и сын в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) Роман М. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы» Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Тема семьи в одном из произведений русской литературы (по роману М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Тема семьи в романе "Господа Головлевы" Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (пороману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».) Абсолютная вершина Щедрина в искусстве его беспощадного реализма – роман «Господа Головлёвы» Читая роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Разбор романа Господа "Головлевы" – художественный анализ Что делает Иудушку Головлева "вечным типом"? Арина Петровна Головлева – деспот или жертва сложившихся обстоятельств 2 До какой низости может дойти человек. Мать и сын в романе Арина Петровна Гоголева в "Господах Гоголевых" М.Е. Салтыков - Щедрин Нравственное убожество героев в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение с обзором сюжета по роману «Господа Головлевы» Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадности Характеристика образа Арины Петровны в романе «Господа Головлевы» Действие «Господ Головлевых» Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе Композиция и сюжет романа ОБЛИЧЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» Чему нас учить образ Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы» Краткое содержание романа «Господа Головлевы» Герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арина Петровна и ее сыновья Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль семейная» в усадьбе Головлевых Семейные итоги в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение по роману "Господа Головлевы" Описание образа Иудушки в романе «Господа Головлевы» Сравнение образов Арины Петровны и Иудушки в романе «Господа Головлевы» Какие "семейные итоги" подводит М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романа Порок под личиной добродетели в романе «Господа Головлевы» Деспотическая власть Арины Петровны Основа романа хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Духовный распад помещичьего класса в романе «Господа Головлевы» Арина Петровна Головлева - деспот или жертва сложившихся обстоятельств 1 Композиция романа Тема семьи в одном из произведений русской литературы Какие «семейные итоги» подводитМ. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы» История семейства Головлевых Характеристика Иудушки в романе «Господа Головлевы» Значение образа Арины Петровны Головлевой в романе «Господа Головлевы» Роман Салтыкова Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству Образ Порфирия Головлева «История умертвий» Иудушки Головлева Нравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы» Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»