Господа Головлёвы

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Семейные итоги в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»»

Сочинение

Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны. Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина Иудушка Головлев, главный герой романа «Господа Головлевы».

Чем же привлек всеобщее внимание Порфирий Владимирович Головлев благообразный человек с мягкими, вкрадчивыми манерами и елейно-ласковой речьюЧто представляет собой этот сатирический образ, сразу же после опубликования романа признанный классическим. В первой же главе романа мы сталкиваемся с характеристикой Порфирия Владимировича Головлева: «Порфирий Владимирович, пишет Щедрин, известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывает, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокрадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям. И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает: яд или сыновнюю почтительность». Прозвища эти сразу же вскрывают сущность героя. Порфирий не был Иудой, а именно Иудушкой. Он был лишен того размаха, который отличал мрачную фигуру, запечатленную в Евангелии. Иудушка ни одного крупного проступка за всю жизнь не совершил.

Предательство неотъемлемое свойство его личности. Он предает всех и всегда. Но и личность, и поступки его до такой степени мелки, будничны, повседневны, что вызывают не столько негодование, сколько чувство брезгливости и омерзения. Иудушка ханжа, лицемер, пакостник и пустослов. Иудушка продукт материализации гнилых испарений головлевского гнезда. Прослужив более тридцати лет в департаменте, он в совершенстве овладел формальной, показушной деловитостью, которая так ценится начальством. Иудушка дослужился до генеральского чина.

Выйдя в отставку и поселившись в Голов леве, он полностью предался бесконтрольной праздности, имевшей «все внешние формы усидчивого, непосильного труда». Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения на жертву. Иудушка, наметив очередную жертву, начинает кружить вокруг нее и усыплять ее бдительность клейкой патокой словесного гноя. Поэтому в речи Иудушки преобладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепетывающие словесные обороты. Он почти никогда не говорит: бог, мужик, масло, хлеб. В его устах слова постоянно обретают елейно-сюсюкающий вид: боженька, мужичок, маслице, хлебец.

Выступая в роли кровопивушки, он обставляет свои действия злейшего ростовщика так, чтобы по форме они выглядели актом христианского благодеяния. Так он поступает всегда. Ему нужды нет, что в святость его поступков никто не верит. Для него важно, чтобы по форме все обстояло как положено. Иудушка ограбил собственную мать и выгнал ее из дома, но проделал все это, соблюдая видимость самой преданной сыновней почтительности. В жизни Иудушка актер. Он постоянно играет в инсценированной им комедии роль, и притом всегда самую подлую. Иудушка религиозен, но и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии. Он знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается от необходимости принимать неугодные ему решения.

В Головлево неожиданно приезжает Петенька, молодой офицер, единственный оставшийся в живых сын Иудушки. Отец заранее решает: если сын приехал за деньгами, отказать. Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, от которых, как от непробиваемой брони, отскакивают все резоны. Не получив от отца помощи, Петенька погибает. Когда при аналогичных обстоятельствах застрелился старший его сын, Володя, Иудушка отслужил по нему панихиду. Так же он поступил и на этот раз. Ни раскаяния, ни угрызений совести: он поступил по закону. Иудушка любит ссылаться на законы. Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, его нравственная опора, точнее, основа его безнравственной философии.

Конец Иудушки закономерен. Он, всю жизнь чтивший церковную обрядность, умирает без покаяния. В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утром нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший труп. Оказалось, что совесть у Иудушки не начисто отсутствовала, а только была загнана и позабыта. Но было уже поздно. Слишком долго он грешил, чтобы можно было что-то изменить и исправить. Этим завершающим штрихом, свидетельствующим о способности автора проникать в самые потаенные глубины человеческой психологии, Салтыков-Щедрин подвел итог мрачной и запутанной истории деградации личности в буржуазном мире.

Арина Петровна глава семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта властная женщина в течение длительного времени единолично управляла обширным имением и благодаря своей энергии сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей своих двух щенков. Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к лицемерию, наушничанью ради лучшего куска на блюде.

Дети разделялись на любимчиков и постылых. Меняя любимчиков и развращая их таким отношением, мать заглушала их естественное чувство любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это делалось ради семейного благополучия, то есть для блага этих же детей, которых Арина Петровна изуродовала своим воспитанием.

Совершенно забит и ушел в себя Пашка-тихоня, прожил купленный ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование Степка-балбес, постылый сын; на кислом молоке и попорченной солонине воспитываются сиротки внучки. Таковы предварительные итоги помещичьего воспитания.

От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес. Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. Трагически сложилась жизнь наследников Арины: изуродованное детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности, которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию извергов.

Самый страшный из них Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед матерью, лебезил, показывал, что он весь послушание и преданность. Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания наказания это способ, который, все более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку головлевской семьи на одиночество и прозябание и сам сделался властелином всех головлевских богатств.

Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущим кровь своих жертв. Иудушка садист, он находит в страданиях других наслаждение. Его нравственное оскудение так велико, что без малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное я, Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей Владимира, Петра и младенца Володьку.

Иудушка пустослов. Он зудил, надоедал, тиранил своими речами окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин, сгноить человека.

Но запас его слов определяется запросами паука-помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает массы словесного гноя. Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела, потихонечку да полегонечку, а что самое ужасное по закону. Так писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя все считают его кровопийцей, и с полным на то правом, он может возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно.

Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного. И вместе с тем это олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на крепостническую мораль и закон. Своим произведением писатель-сатирик вынес смертный приговор исторически обреченному классу помещиков-крепостников.

Другие сочинения по этому произведению


"Господа Головлевы" — роман-хроника Арина Петровна и ее сыновья (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») «До какой низости может дойти человек…» (по роману «Господа Головлевы») Анализ эпизода смерти Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств? Жизненный путь Иудушки История «выморочной семейки» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Какие «семейные итоги» подводи М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»? Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы Мать и сын в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) Роман М. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы» Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Тема семьи в одном из произведений русской литературы (по роману М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Тема семьи в романе "Господа Головлевы" Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (пороману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».) Абсолютная вершина Щедрина в искусстве его беспощадного реализма – роман «Господа Головлёвы» Читая роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Структура образа Иудушки Головлева Разбор романа Господа "Головлевы" – художественный анализ Что делает Иудушку Головлева "вечным типом"? Арина Петровна Головлева – деспот или жертва сложившихся обстоятельств 2 До какой низости может дойти человек. Мать и сын в романе Арина Петровна Гоголева в "Господах Гоголевых" М.Е. Салтыков - Щедрин Нравственное убожество героев в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение с обзором сюжета по роману «Господа Головлевы» Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадности Характеристика образа Арины Петровны в романе «Господа Головлевы» Действие «Господ Головлевых» Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе Композиция и сюжет романа ОБЛИЧЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» Чему нас учить образ Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы» Краткое содержание романа «Господа Головлевы» Герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арина Петровна и ее сыновья Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль семейная» в усадьбе Головлевых Сочинение по роману "Господа Головлевы" Описание образа Иудушки в романе «Господа Головлевы» Сравнение образов Арины Петровны и Иудушки в романе «Господа Головлевы» Какие "семейные итоги" подводит М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романа Порок под личиной добродетели в романе «Господа Головлевы» Деспотическая власть Арины Петровны Основа романа хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Духовный распад помещичьего класса в романе «Господа Головлевы» Арина Петровна Головлева - деспот или жертва сложившихся обстоятельств 1 Композиция романа Тема семьи в одном из произведений русской литературы Какие «семейные итоги» подводитМ. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы» История семейства Головлевых Характеристика Иудушки в романе «Господа Головлевы» Значение образа Арины Петровны Головлевой в романе «Господа Головлевы» Роман Салтыкова Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству Образ Порфирия Головлева «История умертвий» Иудушки Головлева Нравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы» Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»