Стихотворения

Анна Ахматова


Сочинения
15 сочинений

«Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой.»

Сочинение

Тема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты по-особому относились к проблеме любви.

У Ахматовой данное чувство — всегда душевная буря, смятение чувств, внутренние противоречия. Все это передается скупыми, на первый взгляд, незаметными деталями окружающей действительности:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Казалось бы, что данные строчки не показывают в лирической героине ярких эмоций, взрыва чувств. Но какие-то мало заметные ее действия говорят об обратном:

Казалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!»

Важно заметить, что для Блока любовь также страдание, но немного другое. Поэт не скрывает своего эмоционального состояния за деталями. Он открыто заявляет о своих душевных переживаниях. Но образ возлюбленной слабо угадывается в стихотворениях. Он идеализирован, это «вечная женственность», божество, предмет поклонения:

Вхожу я в темные храмы,

Свершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Но лирический герой все же боится встречи с возлюбленной. Ведь она может лишиться того особого ореола идеала и красоты:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя…

Как ясен горизонт: и лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Для лирического героя Прекрасная Дама так и остается недосягаемой.

Что касается любовной лирики Ахматовой, то чаще всего она изображает начало душевной драмы или ее кульминацию. Если Блок в своем творчестве обращается к идеальным, подчас фантастическим образам, то у Ахматовой любовь земная, реальная. Это поединок двух любящих друг друга людей. Но страдания никогда не вырываются из души лирической героини:

И что память яростная мучит,

Пытка сильных — огненный недуг! — 

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

Да, конечно, любовные стихи Ахматовой и Блока носят символический характер. В этом не сложно убедиться, если обратиться к тем идеалам, к которым обращались эти поэты. хотя символизм у них проявляется на разных уровнях.

Так, для Блока символично уже само это удивительное и непостижимое чувство — любовь. Для поэта это что-то космическое и загадочное. И именно поэтому у него возникает образ Прекрасной Дамы. Таким образом, данный символ является ключевым. На мой взгляд, все изобразительно-выразительные средства, лексика, синтаксис стихотворения направлены на раскрытие и доказательство идеальности данного образа-символа. Прекрасная Дама покоряет лирического героя своей красотой, неземной прелестью. Он без памяти влюблен в нее, и это чувство даже делает его в какой-то степени зависимым:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой слуга; порою — милый;

И вечно — раб.

Я думаю, что символизм у Ахматовой проявляется в деталях, которые играют ключевую роль. У нее все переживания скрыты за внешней сдержанностью. И здесь огромна роль символов, которыми изобилуют стихи о любви Ахматовой:

Не недели, не месяцы — годы

Расставались. И вот наконец

Холодок настоящей свободы

И седой под висками венец.

Только «седой под висками венец» рассказывает читателю о тех душевных муках и терзаниях, которые сопровождали героев при расставании:

Я не прошу ни мудрости, ни силы.

О, только дайте греться у огня!

Мне холодно…

На мой взгляд, стремление к огню в данных строчках является признаком полного одиночества лирической героини, только холод и безразличие окружает ее.

На лексическом уровне стихи этих поэтов также отличаются. У Блока в любовной лирике преобладают отвлеченные имена существительные, которые и создают ту воздушность и недосягаемость идеала. Ахматова же прибегает в большей степени к использованию конкретных имен существительных, что придает естественность и реальность чувствам лирической героини.

Несмотря на явные различия в стихотворениях о любви, важно заметить то, что для обоих поэтов это чувство является исключительным, делающим человека богаче духовно.

Другие сочинения по этому произведению


«Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века) Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Творчество» Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…» Мир женской души в лирике Ахматовой Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой Поэт и родина в лирике А. Ахматовой Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама Стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король» (мини-сочинение) Тема Родины в лирике Ахматовой Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой