«Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой »
«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей ахматовской лирики. Лирическая героиня ее стихов — натура страстная, чувствительная, легко ранимая. Она и любит, и чувствует все как-то тоньше, проникновеннее. Но любовь к Родине — это особая любовь. Родина Ахматовой не только родная природа, родная земля. Этот образ шире и глубже, потому что Родина — это люди, это история страны, ее нелегкая судьба…
Патриотическая лирика поэтессы начиналась с признаний в любви к «обледенелому саду», который «весь сверкает и хрустит», к зеленой ветке, распустившейся раньше других, к кисти рябины, которая так похожа на собственную судьбу. Ее родина — это
Пустых небес прозрачное стекло,
Большой тюрьмы белесое строенье…
А город помнит о судьбе своей:
Здесь Марфа правила, и правил Аракчеев.
Любовь к родному городу пройдет через все творчество Ахматовой. Сначала это будет признание в любви Царскому Селу, в котором «невозможно песен не слагать», затем к любимому Петербургу-Ленинграду. Совсем юная, она заявляет:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды…
И голос Музы еле слышный.
В 1941 году читателя буквально пронзят проникновенные строки-признания: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами: для славы мертвых нет…» Это преклонение Ахматовой перед теми, кто отважно, просто и мудро жил, защищая свой город, свою страну. Но еще задолго до войны ее Родина много перенесет, и испытает все трудности сама поэтесса. 1917 год… Революция, гражданская война, смерть и страдания… И «был голос», который «звал утешно»:
«Оставь свой край глухой и грешный
Оставь Россию навсегда».
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ахматова категорически отвергает любую мысль об эмиграции. Чуть позже она скажет еще более категорично: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». По-мужски категорично она отвергнет «их грубую лесть».
Ахматова навсегда сохранит верность своей родине, вместе с ней она пройдет все трудности, которые выпали ее согражданам. Поэтесса вместе с другими будет стоять у ворот тюрьмы с «передачкой» в руках, она будет писать письма поддержки тем, кто осужден невинно.
Суров, печален и правдив рассказ Ахматовой о тех страшных годах. Она никого не будет проклинать, а выстоит, выдержит все, что выпало на долю её страны, потому что это — ее страна. И любовь к ней неизменна и вечна. Любовь эта будет неоднократно подтверждена в стихах. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды — военного лихолетья сразу найдет выражение в ее ставших хрестоматийными строках:
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.
И так, по-матерински просто, но пронзительно, прозвучит стихотворение «Победителям», прочитав которое каждый сразу вспоминал своего, дорогого, любимого, единственного:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!
Любовь к Родине у Ахматовой лишена каких-либо философских метаний. Россия — это люди, это ее город, ее друзья, ее стихи, ее Муза. Ее речь, родной русский язык, который она чувствует поразительно тонко, которым она безукоризненно владеет. Поэтому и не воспринимаются пафосно следующие знаменитые строки:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
И Ахматовой читатель верил и верит. Она не «с теми», кто издавал несправедливые постановления, кто необъективно судил ее поэзию. Признание читателей пришло, независимо от мнений тех, кто издавал постановления. Ахматова будет много ездить по стране, неоднократно побывает за рубежом. Но по-прежнему самым радостным и счастливым будет для нее возвращение домой.
Уже в пожилом возрасте Ахматова признавалась: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Другие сочинения по этому произведению
«Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века) Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Анализ стихотворения