Стихотворения

Анна Ахматова


Сочинения
15 сочинений

«Мир женской души в лирике Ахматовой»

Сочинение

Ахматова пишет о себе — о вечном…

М. Цветаева.

Лирика Анны Ахматовой — это исповедь женской души в максимальном ее воплощении. Поэт пишет о чувствах своей лирической героини, ее творчество максимально интимно и, в то же время, оно — энциклопедия женской души во всех ее ипостасях.

В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой — «Вечер», где воплотились юношеские романтические ожидания героини. Молодая девушка предчувствует любовь, говорит о ее иллюзиях, несбывшихся надеждах, «изящной печали»:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Во втором поэтическом сборнике — «Четки», принесшем Ахматовой настоящую известность, образ лирической героини развивается и трансформируется. Уже здесь проявляется многоплановость ахматовской героини — это и девушка, и взрослая женщина, и жена, и мать, и вдова, и сестра. Особенно пристально рассматривает поэт «любовные» женские роли. Лирическая героиня Ахматовой может быть любимой, любовницей, разлучницей, блудницей. Широк и ее «социальный диапазон»: странница, староверка, крестьянка и т. д.

Думается, что такая «разветвленность» героини связана с желанием поэта раскрыть не столько индивидуальность, сколько общую женскую психологию. Поэтому можно сказать, что для женских образов Ахматовой характерна вневременная «всеобщность чувств и поступков»:

Сколько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

События первой мировой войны и революций изменяют тональность ахматовской лирики, добавляют новые штрихи к образу ее лирической героини. Теперь она не только частное лицо, живущее личными радостями и горестями, но и человек, сопричастный судьбам страны, народа, истории. В сборнике «Белая стая» усиливаются мотивы трагического предчувствия героиней горькой участи целого поколения русских людей:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так что сделался каждый день

Поминальным днем —

Начали песни слагать о великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве.

Ахматова не приняла революцию 1917 года. Ее героиня 1920-ых годов безысходно тоскует по ушедшим, но невозвратимым временам. И оттого еще непригляднее становится настоящее и еще туманнее — будущее всей страны, всей нации:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоскою изглодано…

Больше того, Октябрьские события воспринимаются героиней Ахматовой карой за неправедную, грешную жизнь. И пусть сама она не творила зла, но героиня чувствует себя сопричастной к жизни всей страны, всего народа. Поэтому она готова разделить их общую горестную судьбу:

Я — голос ваш, жар вашего дыханья,

Я — отражение вашего лица…

Таким образом, после революции образ любящей женщины в лирике Ахматовой отходит на второй план, вперед же выдвигаются роли патриотки, поэтессы, а еще чуть позже — матери, всей душой болеющей не только за своего ребенка, но и за всех страдающих:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Горе Ахматовой-матери сливается с горем всех матерей и воплощается в общечеловеческую скорбь Божьей Матери:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Таким образом, лирика А. Ахматовой раскрывает все ипостаси женской души. В ранней лирике поэтессы ее героиня — это, прежде всего, любящая женщина во всем многообразии ролей. В более же зрелом творчестве Ахматовой акценты смещаются в сторону роли женщины-матери, патриотки и поэтессы, видящей свой долг в том, чтобы разделить судьбу своего народа и своей родины.

Другие сочинения по этому произведению


«Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века) Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Творчество» Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…» Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой Поэт и родина в лирике А. Ахматовой Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король» (мини-сочинение) Тема Родины в лирике Ахматовой Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой