«Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой »
Я научила женщин говорить.
А. Ахматова.
Да, действительно, Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера. И не только характера переломной эпохи. В лирической героине Ахматовой чуть ли не каждая женщина угадывает себя, своё отношение ко всему, что близко и дорого нам на этом свете.
Вот она признаётся в трепетно-нежной любви к Пушкину и в том, что второй её любовью был Блок:
Любовникам всем моим
Я счастие приносила.
Один и сейчас живой,
В свою подругу влюблённый,
И бронзовым стал другой
На площади оснеженной.
Вообще, образ женщины — героини ахматовской лирики можно отнести к любому лицу. При необычайной конкретности переживаний это и человек конкретной судьбы и биографии, и носитель бесконечного множества биографий и судеб:
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Стихи Ахматовой — «многим» (именно так она озаглавила одно из них), потому что её героиня:
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Потому что при всём многообразии жизненных явлений, при всей необычности характеров и ситуаций, героиня Ахматовой несут самое главное, самое важное в жизни — любовь.
Любовь — самая волнующая тема Ахматовой. Она такая же разная, как и её лирическая героиня. Стихия женской души находит своё выражение именно в любви. «Великая земная любовь» — движущее начало ахматовской лирики, суть её лирической героини. В этом состоянии мир видится заново, в обычном открывается необычное:
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Поэтому каждое признание — как боль, как крик души:
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Героиня ахматовской лирики «больна» любовью. Но любовь не только счастье, скорее, наоборот, это страдание, мучительное непонимание, разлука. Любовь у Ахматовой почти всегда «неспокойна». Поэтому так много у поэтессы стихов — своеобразных лирических новелл с неожиданным концом («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Любовь Ахматовой — это и замкнутая и «эгоистическая» страсть, это и «любовь — забава», но больше всего, конечно, «великая земная любовь» — вселюбовь, любовь для людей и людям. И выражается она, прежде всего, в любви к родной земле, к Родине, к России:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»
Но ахматовская героиня «руками замкнула слух», потому что
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Любовь к Родине — это не предмет анализа, каких-то мучительных размышлений и сомнений. Это любовь-родина, любовь-судьба (была любовь-страсть, любовь-разлука и много, много другой любви), но в миропонимании и мироощущении героини эта любовь навсегда. Любовь к Родине — это любовь к родному языку. Такая трактовка весьма необычна, поэтому и звучит как заклинание и обещание:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
И поэтому образ лирической героини в стихах, посвящённых Родине, «военных» стихах, становится физически ощутимым. Это уже не трепетная, ранимая, уязвимая дама, это мужественная женщина, её характер — кремень, монолит, поэтому многие стихи поэтессы звучат и воспринимаются как клятва:
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Героиню ахматовской лирики трудно не отождествлять с самой поэтессой. Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахматова, вместе со своей героиней (или героинями), вырастет, превратившись «в первую поэтессу Родной земли, с голосом сильным и зрелым, скорбно звонящим. Она стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости». Эту потрясающе точную характеристику дал Ахматовой патриарх литературы русского зарубежья Борис Зайцев.
И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно восприняла и осознала свою творческую — поэтическую — миссию. Видимо, отсюда стихи — самоотчёты, поэтому такая требовательность к каждому слову, к каждой поэтической строке. Наверное, поэтому так искренне, проникновенно и пронзительно звучат её строки:
Чашу с тёмным вином
Подала мне богиня печали.
Но стихи Ахматовой, образ её лирической героини, такой разной и такой близкой, так удивительно проникновенны, так трогают душу каждого читателя, независимо от того, мужчина это или женщина, независимо от того, какая власть в стране, какое время за окном…
Другие сочинения по этому произведению
«Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века) Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Анализ стихотворения