«Поэт и родина в лирике А. Ахматовой»
Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия.
Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны — кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью.
У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не её решение остаться, а то, что остаться для неё было равносильно самоубийству — либо в физическом, либо в профессиональном плане.
Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством. Ведь Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, потому что для неё страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил её судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахматова считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были её близкие друзья. Поэтому Ахматовой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в её произведениях тема поэта и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение.
Но среди народа, который олицетворял для Ахматовой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин. Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого поэта была привита Ахматовой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. Поэтому в творчестве Ахматовой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину:
Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою.
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов, —
И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою
Очертанья живые моих царскосельских садов.
Ахматова любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для неё мучительно невыносимой, даже когда арестовывали её сына и мужа, когда она часами стояла у Крестов, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда её исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда её не печатали и старались забыть. Поэтому так горестен образ родины, противопоставленный иной стране, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»:
Нежило мне тело море синее.
Звонко, звонко пели птицы томные.
А в родной стране от ласки инея
Поседели сразу косы темные.
Ахматова не сомневалась в своем предназначении, потому так обширна в её творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии — облегчать и одухотворять жизнь народа, потому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и потому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от её внутреннего мира. Потому она не уезжала, потому любовалась каждым днем, потому так много ее стихов о России.
Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахматова была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину:
Дома, дома — ужели дома!
Как все новее и как знакомо,
И такая в сердце истома, сладко кружится голова…
Другие сочинения по этому произведению
«Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века) Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Анализ стихотворения А. Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Анализ стихотворения