««Недоросль» — антикрепостническая пьеса»
Сочинение
«Недоросль» - антикрепостническая пьеса, и в этом ее главное значение. А между тем сам Фонвизин, как и другие представители передовой общественной мысли его времени, еще не поднялся до прямого отождествления «рабства» и «крепостного права». Не осуждение крепостного права как такового, а лишь обличение «…тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»,- вот какую непосредственную задачу ставил перед собой Фонвизин. А «злонравие» помещиков он прямо связывал с «невежеством», и педагогическая сама по себе проблема воспитания вырастала в проблему социальную. Однако, не посягая на крепостное право вообще, Фонвизин искал ему некое моральное оправдание. И таким моральным оправданием была в его глазах служба дворян государству. Вот почему одну из основных причин помещичьего «злонравия» он усматривал в указе Петра III о так называемой «вольности дворян» (1762), предоставившем дворянам право служить или не служить по их желанию.
Впоследствии Пушкин отозвался об этом указе как о таком документе, которым «предки наши столько гордились», но которого «справедливее должны были бы стыдиться». Если крепостное право расценивалось ранее как награда дворянству за его службу государству, то теперь превращалось в сословную привилегию, юридически освещавшую неограниченную власть помещика над личностью, трудом и собственностью крестьянина. В «Недоросле» тема дворянского воспитания и тема службы дворянства государству. Слово «недоросль», как уже видно из данного ранее объяснения, не заключало в себе ничего обидного или пренебрежительного, но оно стало зазорной кличкой после того, как Фонвизин в своей комедии вывел тупоумного лодыря, неуча и маменькина сынка Митрофана. Ему идет уже шестнадцатый год, а ведь указ Петра I (1714) предписывал дворянину начинать службу с пятнадцатилетнего возраста. Преемники Петра продлили срок пребывания в недорослях до двадцати лет, но при условии расширения круга «указных наук». Знание же арифметики и геометрии, равно как и элементарные навыки в грамоте, были обязательны на первом этапе обучения. Указом даже был определен «штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока сего выучится». Тот, кто в пятнадцать лет не выдерживал проверки своих знаний, зачислялся в военную службу рядовым без права дальнейшего повышения в чинах.
Однако, призывая к законодательному упорядочению взаимоотношений между помещиками и крестьянами, Фонвизин разделял общее заблуждение современных ему сатириков, которые, по словам Н. А. Добролюбова, «от ничтожнейших улучшений ожидали громадных следствий». Но есть в заключительной сцене «Недоросля» одна реплика, свидетельствующая о невольной победе Фонвизина-художника над Фонвизиным-идеологом. Эта реплика принадлежит Еремеевне. Взятая под опеку, грубо отвергнутая Митрофаном, Простакова падает в обморок. Софья и Еремеевна бросаются помочь ей. Но, помогая своей госпоже, Еремеевна, всмотревшись в ее лицо и всплеснув руками, говорит Стародуму: «Очнется, мой батюшка, очнется». Так забитая дворовая женщина нечаянно оказывается дальновиднее не только положительных персонажей, но и автора. Своей репликой она подсознательно выражает горькую истину: в стране, где Простаковы и Скотинины исчисляются тысячами, а Правдины - единицами, любые законы бессильны ограничить ужасы крепостничества.
«Недоросль» создавался в эпоху, когда господствующим литературным направлением в России продолжал быть классицизм, утвердившийся в середине XVIII века. Все шгды и роды литературного творчества были строго регламентированы. Обязательным правилам театральней эстетики, естественно, подчинялся и Фонвизин в работе над своей комедией. Классицизм ставил перед комедиографом задачу не только развлекать и смешить зрителя, но и воспитывать. Обличая порок, автор комедии должен был представить его таким, чтобы он внушал к себе отвращение. Но отрицательному явлению надлежало противопоставить явление положительное, либо действительно существующее, либо воображаемое. Это явление следовало показывать в качестве образца, примера для подражания.
В соответствии с этим требованием действующие лица в «Недоросле» разделены поровну на отрицательных и положительных. В группу отрицательных персонажей входят Простакова, Простаков, Митрофан и Скотинин. Центром ее является сама Простакова. Группу положительных действующих лиц составляют Стародум, Правдин, Софья и Милон. Всех их объединяет Стародум. Остальные семь персонажей (Тришка, Еремеевна, трое учителей Митрофана, слуга Простакова и камердинер Стародума) не могут быть отнесены ни к той, ни к другой группе и нужны автору главным образом для создания социально-бытового фона пьесы.
Еще дальше шел известный писатель В. Ф. Одоевский, прямо считавший «Недоросля» трагедией. Развивая эту мысль, можно сказать, что с Фонвизина трагичность комедии стала одной из национальных особенностей русской драматургии.
Другие сочинения по этому произведению
Недоросль
Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»
Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»
Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»
Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль"
Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
Какой я представил себе Простакову?
Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Образы бессмертной комедии «Недоросль»
Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Построение и художественный стиль комедии "Недоросль"
Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».
Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»
Речевые характеристики в комедии «Недоросль»
САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ"
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль")
Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»
Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»
Фонвизин — автор комедии «Недоросль»
Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)
Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?
«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»
Семья Простаковых
ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ
Анализ произведения
Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»
Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»
Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»
Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова
Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»
Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)
Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль"
Актуален ли образ Митрофанушки в наше время
Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)
Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина
Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль"
Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Характеристика образа Софья
Главное лицо комедии помещица Простакова
Недоросль Митрофанушка
Сочинение на тему "Недоросль" - литературный прорыв 18 века"
Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)
Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Почему Митрофанушка стал недорослем (2)
История создания комедии «Недоросль»
Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Митрофанушка 1
Семейный портрет Простаковых—Скотининых
Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»
Характеристика образа Простакова
Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
Построение и художественный стиль комедии
Образ и характер Митрофана
Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина
Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Почему Митрофанушка стал недорослем (1)
Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»
Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»
Характеристика образа Стародум
Тема воспитания в комедии «Недоросль»
Краткая характеристика произведения "Недоросль" Фонвизина Д.И.
Сын, достойный своей матери
О замысле «Недоросли»
Митрофанушка 2
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»
Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина "Недоросль"
Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»
Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»
Героиня комедии Фонвизина Недоросль
Образ Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и Скотинины
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)
Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)
Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»
Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Просветительские идеалы в комедии
Эта комедия - бесподобное зеркало
Скоты, владеющие людьми
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Герои взятые "прямо из житейского омута"
Социально политическая идея «Недоросль»
Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»
Сатиры смелый властелин
Вершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»
Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина
Простакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типа
Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина
Примитивная натура Простаковой и Скотинина
Обличение крепостнического строя в комедии Фонвизина "Недоросль"
«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I
Каноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»
Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»
Главные черты реализма в произведении «Недоросль»
"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает" В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин "Бригадир")
Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»
"Друг свободы", "сатиры смелый властелин" Фонвизин