«Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»»
Сочинение
Утро в доме Простаковой. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый крепостным Тришкой. И хотя кафтан сшит «изряднехонько», капризной барыне трудно угодить. «Вор», «воровская харя», «болван», «мошенник» - это наиболее мягкие эпитеты, которыми она награждает своих дворовых. Частый гость в имении Простаковых - ее брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день «сговора». Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью «на законном основании», решила выдать ее за своего брата. Мнения Софьи притом, конечно же, не спрашивают! А вот и сын Простаковой - Митрофанушка, в характере которого отчетливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошел даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин, в доме, а потому неуклюже льстит матери: рассказывая свой сон, Митрофан «жалеет» матушку, которая «так устала, колотя батюшку». Так начинается действие этой замечательной комедии Д. И. Фонвизина, и перед нами точно и ярко предстает жизнь помещичьей усадьбы в конце XVIII века.
Госпожа Простакова Провинциальная помещица. Отец ее пятнадцать лет служил воеводой, «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить», был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Простакова - полновластная хозяйка имения. Безвольный и робкий муж ее во всем уступает и подчиняется ей. Никто в доме не может ни своего слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, бесцеремонно и деспотично относится она и к учителям Митрофанушки, и к Софье (до того, как та становится богатой наследницей), и к Стародуму (до того, как узнает, кто он такой). Особенно отвратительна Простакова как помещица-крепостница, грубая, жестокая и невежественная. Положение дворовых (крепостных слуг) в ее доме ужасно. По всякому поводу и без повода, из самодурства, она беспощадно наказывает их. Это «презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома».
Свою жестокость, произвол и насилие Простакова обосновывает существующими законами, правами дворянского класса. Она убеждена, что дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей. Зачем Простаковой образование и просвещение, если «и без наук люди живут и жили»? Сама помещица - крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако Простакова живет в то время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя сама не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжкую повинность.
Характер этой женщины нарисован живо, с реалистической многогранностью и широтой. Она не только деспот в семье и, беспощадная крепостница, она скупа, лицемерна и вместе с тем труслива. Не родственные чувства заставили Простакову взять в дом Софью после смерти ее матери. Не заботливость вызывает ее желание выдать Софью замуж за Скотини-на. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает своего братца, решив выдать Софью за Митрофанушку. Нагло и бесстыдно она хочет осуществить свой план. Цинизм и грубость сменяются трусливым пресмыкательством, доходящим до подлости, когда ее разоблачают. Но лишь только прощение Стародума получено, она тут же становится прежней бесчеловечной крепостницей. Ее любовь к сыну, к Митрофанушке,- чувство безрассудное, слепое. Счастье сына она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья - цель ее жизни. Любовь Простаковой к сыну воспитывает паразита, тунеядца.
Исключительно ярко черты Простаковой находят отражение в ее языке. Речевая характеристика подчеркивает и грубость, и невежество, и деспотизм злой, бесчеловечной провинциальной помещицы.
Заслуга Фонвизина в создании образа Простаковой заключается в том, что яркие и во многом индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения. Как могли появляться в жизни такие люди, как Простакова? Все содержание комедии дает ответ: крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, паразитическое существование за счет их каторжного труда - вот та почва, на которой вырастают деспотизм, произвол, бесчеловечная жестокость и отвратительные нравственные качества помещичьего класса.
Другие сочинения по этому произведению
Недоросль
Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»
Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»
Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»
Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль"
Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
Какой я представил себе Простакову?
Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Образы бессмертной комедии «Недоросль»
Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»
Построение и художественный стиль комедии "Недоросль"
Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».
Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»
Речевые характеристики в комедии «Недоросль»
САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ"
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль")
Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»
Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»
Фонвизин — автор комедии «Недоросль»
Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)
Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?
«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»
Семья Простаковых
ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ
Анализ произведения
Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»
Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»
Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»
Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова
Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»
Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)
Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль"
Актуален ли образ Митрофанушки в наше время
Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)
Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина
Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль"
Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Характеристика образа Софья
Главное лицо комедии помещица Простакова
Недоросль Митрофанушка
Сочинение на тему "Недоросль" - литературный прорыв 18 века"
Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)
Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Почему Митрофанушка стал недорослем (2)
История создания комедии «Недоросль»
Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Митрофанушка 1
Семейный портрет Простаковых—Скотининых
Характеристика образа Простакова
Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
Построение и художественный стиль комедии
Образ и характер Митрофана
Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина
Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Почему Митрофанушка стал недорослем (1)
Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»
Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»
Характеристика образа Стародум
Тема воспитания в комедии «Недоросль»
Краткая характеристика произведения "Недоросль" Фонвизина Д.И.
Сын, достойный своей матери
О замысле «Недоросли»
Митрофанушка 2
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»
Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина "Недоросль"
Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»
Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»
Героиня комедии Фонвизина Недоросль
Образ Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и Скотинины
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)
Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)
Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»
Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Просветительские идеалы в комедии
Эта комедия - бесподобное зеркало
Скоты, владеющие людьми
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Герои взятые "прямо из житейского омута"
Социально политическая идея «Недоросль»
Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»
Сатиры смелый властелин
Вершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»
Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина
Простакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типа
Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина
Примитивная натура Простаковой и Скотинина
Обличение крепостнического строя в комедии Фонвизина "Недоросль"
«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I
Каноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»
Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина
«Недоросль» — антикрепостническая пьеса
Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»
Главные черты реализма в произведении «Недоросль»
"Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает" В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин "Бригадир")
Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»
"Друг свободы", "сатиры смелый властелин" Фонвизин