Медный всадник

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
48 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Образ Петербурга в поэме Пушкина "Медный всадник"»

Сочинение


Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.

Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

Поэма открывается "Вступлением", в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

Люблю тебя, Петра творенье…

Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. "Человечность" города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:

…Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады…

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит "спящие громады пустынных улиц", слышит "шипенье пенистых бокалов", но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.

Во "Вступлении" намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях "петербургской повести", – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный "юный град", а "омраченный Петроград". Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:



Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища

Плывут по улицам!

И только теперь появляется на улицах народ, "теснится кучами" на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, "как больной в своей постеле беспокойной", то рвется "к морю против бури" и, встретив преграду, бунтует, то ропщет "пени…как челобитчик у дверей".

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура "кумира на бронзовом коне", который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает "поле боевое", смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и "злых детей", бросающих камни в безумного Евгения.

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.

В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Петра I Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник» Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник” Образ стихии в поэме "Медный всадник" Правда Евгения и правда Петра (по поэме Пушкина «Медный всадник») Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» Образ Евгения в поэме Александра Пушкина "Медный всадник" Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Сочинение на тему "Глубина мысли поэмы "Медный всадник" Конфликт частного человека и государстваВерсия для мобильных Конфликт личности и государства в поэме Пушкина "Медный всадник" Медный Всадник. Два героя В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Художественный анализ поэмы «Медный всадник» Герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Медный всадник Петербурга Двойственность образа Петра в поэме «Медный Всадник» Всадник - характеристика литературного героя Оценка поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» Петербург как действующее лицо в поэме Пушкина «Медный всадник» Раскрытие конфликта в поэме «Медный всадник» Народность в поэме Пушкина «Медный всадник» Два центральных образа поэмы Медный всадник и бушующая Нева Какое дело гиганту до гибели неведомых? Структурный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» Поэтический образ произведения «Медный всадник» Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин \'Моцарт и Сальери" Содержание поэмы Пушкина «Медный всадник» Художественная структура поэмы «Медный Всадник» Сочинение доклад о поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» Cоотнесение произведения К.Н.Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» с поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник» Степень художественной условности в «Медном всаднике» Три царствования в поэме «Медный всадник»