Мать
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«"Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать")»
Сочинение
«Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа», - утверждал Горький. Великого писателя всегда интересовало развитие внутреннего мира человека. Максим Горький считал, что духовное начало – самое важное в жизни. В романе «Мать» очищение души стало ведущим мотивом. В этом произведении автор провел свою героиню, Пелагею Ниловну Власову, по пути духовного становления, на наших глазах она из забитого, запутанного создания, боявшегося сказать лишнее слово, превратилась в сознательного борца за изменение мира и жизни.
В начале романа Горький обрисовал картину безрадостного существования рабочего народа: жизнь давила их, изнурительная работа всасывала все силы; жить было так невыносимо, но они ничего не могли изменит и не понимали, кто виноват в их бедах. Это рождало в людях злобу и ненависть, которую они вымешали на окружающих, на семью, на близких.
В такой атмосфере жила Пелагея Ниловна, даже, можно сказать, не жила, а существовала в вечном страхе, что муж изобьёт её. «Мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев». Она уже не ощущала себя человеком, у нее не было жизненной цели, и вся душа её «обросла страхом». Единственной радостью у Пелагеи Ниловны был её сын, Павел. Мать покорилась, но не озлобилась, тьма её жизни освещалась любовью к своему ребёнку и верой в Бога. После смерти мужа Пелагеи Ниловны, жизнь её сына вроде бы пошла по обычному сценарию для рабочей слободки. Спустя две недели после смерти главы семьи Павел пришёл домой сильно пьяный и стал вести себя как отец: он пытался быть таким же грубым и стучал кулаком по столу, приказывая матери. Но Пелагея Ниловна восприняла это как ребячество и только пожалела сына, встающего на гибельный путь. Она понимала, что ему тяжело, и старалась его приласкать, а «его смущали ласки матери и трогала печаль в её глазах». На укор Ниловны Павел ответил, что все пьют, и был прав, но в отличие от других он знал материнскую любовь, и это рождало в нём жалость, а ведь в слободке люди друг друга не жалели, когда им было плохо, они вымещали свою злобу на окружающих, им негде было научиться добрым чувствам. А у Павла была замечательная любящая мать, и это спасло его. Павел сумел найти себе другие интересы: стал ходить в город, посещать там театр, читать книги. Ко всем людям, а особенно к матери изменилось его отношение, поменялось и его сознание. «Матери было приятно видеть, что сын её становится не похожим на фабричную молодежь, но когда она заметила, что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из тёмного потока жизни, - это вызвало в душе её чувство смутного опасения.» Ниловна никогда не видела иной жизни: без водки, драк, злобы, и то что сын её не такой как все, радовало её, но это было для нее необычно, ново и непонятно, а это всегда пугает. Сердцем мать чувствовала, что сын её избрал опасную дорогу, но боялась спросить его об этом. Однажды Ниловна все же решила узнать, чем занимается Павел. И он открылся матери, ведь она была для него самым близким человеком, и он поделился с ней самым сокровенным. Он рассказал, что читает запрещённые книги, потому что хочет узнать правду, что за это его могут посадить в тюрьму. Главное, что уловила мать из сказанного, было то, что сыну угрожает опасность. То, что ради какой-то непонятной её правды Павел решился нарушить запреты власти и так рисковать собой, вдруг сделало его чуждым ей. «Ей стало страшно за сына и жалко его». Мать не покидала сына разумом, она пропускала всё через своё чуткое и мудрое сердце, и оно давало ей тревожащие душу ответы: «Она сердцем поняла, что сын её обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному». Ниловна слушала речь Павла о правде и чувствовала гордость за него, так верно понявшего жизнь, но она видела в нём ещё и своего ребенка, которого нужно оберегать и о котором нужно заботиться: «В ней колебалось двойственное чувство гордости сыном, который так хорошо видит горе жизни, но она не могла забыть о его молодости и о том, что он один решил вступить в спор с этой привычной для всех – и для неё – жизнью». Ей казалось, что он ещё «зелен», неопытен, боялась, что он будет слишком доверять людям, а они могут причинить ему зло. И она попыталась научить сына, передать ему свои жизненные наблюдения: «Только об одном прошу – не говори с людьми без страха! Как начнёшь ты их обличать да судить – возненавидят они тебя, погубят!»
Жизнь Ниловны наполнилось тревогами за сына, а его новые воззрения принесли её ещё одно огорчение. Когда Павел и его товарищи в спорах рассуждали о Боге, мать больно задели их слова, обижало их недоверие. Для неё в её безрадостной жизни Бог был единственной опорой, ей некому было пожаловаться, поплакаться, всё своё горе она могла поведать только ему в горячих молитвах. Весь мир вокруг нее был враждебен ей, и только в Боге она находила утешение и надежду на какую-то защиту. Ниловна не могла примириться со скептическими словами Павла Рыбина о Боге и с тем, что что нужно изгнать его из души: «А мне, старухе, опереться будет не на что в тоске моей, если вы господа Бога у меня отнимете!» Ниловна не могла отказаться от христианских идеалов; что бы она ни делала, она всегда думала о Боге, искала в Библии подтверждение правоты своих поступков и мыслей. Когда она пыталась понять идеалы сына, то видела, что он и его товарищи – честные и добрые люди, искренне желающие помочь народу, облегчить его горькую жизнь, освободить от несправедливого угнетения. Ниловна находила в их стремлениях христианские начала: « и порой за словами, отрицавшими Бога, она чувствовала крепкую веру в него же!»
Общаясь с этими необыкновенными людьми, слушая их вдохновенные речи о правде, Ниловна всё больше стала задумываться над жизнью, пытаясь осмыслить всё, что происходило вокруг неё. Она стала более чутко воспринимать мир и людей; начало меняться её сознание: «Вся жизнь не такая, и страх другой, - за всех тревожно! И сердце другое, - душа глаза открыла, смотрит: грустно ей и радостно.» Ниловна стала много понимать, даже составила себе некоторое представление об устройстве общества, о том, кто виноват в бедах рабочих: «Правду вашу я тоже поняла: покуда будут богатые – ничего не добьётся народ, ни правда, ни радости, ничего!»
Так постепенно помощь Ниловны Павлу и его товарищам становилась сознательной. Ведь сначала мать приобщилась к их делу, чтобы спасти сына. Она относила листовки на фабрику, но главной её целью было не просвещение рабочих, а то, чтобы жандармы не смогли доказать, что в этом виноват Павел. Но потом для Ниловны стало важно то, что она полезна и даже необходима единомышленникам Павла в их работе за светлое будущее народа, за изменение мира и жизни. Мать гордилась тем, что она тоже причастна к великому делу, ведущему людей к счастью. «Как хорошо это, когда знаешь, что уже есть в жизни свет для всех людей и – будет время – увидят они его, обнимутся с ним душой!»
Заканчивается роман трагично, но вместе с тем в последней сцене из уст матери звучат фразы, полные силы, надежды, призыва. Ниловну арестовали, когда она везла для распространения листовки с речью сына, сказанной им на суде. Но она не захотела, чтобы «сыновнее слово», которое для неё было не просто дорого, но даже свято, досталось в «грязные» руки, и до того, как жандармы добрались до неё, она разбросала прокламации в толпу. Но на этом Пелагея Ниловна не остановилась, ничего не страшась, она рассказала людям правду: о себе, о сыне и жизни. «Бедность, голод и болезни – вот что даёт людям их работа! Всё против нас – мы издыхаем всю нашу жизнь день за днём в работе, всегда в грязи, в обмане, а нашими трудами тешатся и объедаются другие…» Мать не стала молчать, потому что теперь она была другой: сильной, смелой, способной открыто протестовать. Её возродившаяся душа больше не желала мириться с унижениями, потому что она познала другую жизнь, полную света, любви, уважения. В душе Ниловны можно увидеть душу народа, коротая веками молча терпела в страхе и слепоте, копя бесполезную злобу, не понимая причин своих бед, но теперь очнулась, открыла глаза, увидела свет правды и воскресла.
В начале романа Горький обрисовал картину безрадостного существования рабочего народа: жизнь давила их, изнурительная работа всасывала все силы; жить было так невыносимо, но они ничего не могли изменит и не понимали, кто виноват в их бедах. Это рождало в людях злобу и ненависть, которую они вымешали на окружающих, на семью, на близких.
В такой атмосфере жила Пелагея Ниловна, даже, можно сказать, не жила, а существовала в вечном страхе, что муж изобьёт её. «Мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев». Она уже не ощущала себя человеком, у нее не было жизненной цели, и вся душа её «обросла страхом». Единственной радостью у Пелагеи Ниловны был её сын, Павел. Мать покорилась, но не озлобилась, тьма её жизни освещалась любовью к своему ребёнку и верой в Бога. После смерти мужа Пелагеи Ниловны, жизнь её сына вроде бы пошла по обычному сценарию для рабочей слободки. Спустя две недели после смерти главы семьи Павел пришёл домой сильно пьяный и стал вести себя как отец: он пытался быть таким же грубым и стучал кулаком по столу, приказывая матери. Но Пелагея Ниловна восприняла это как ребячество и только пожалела сына, встающего на гибельный путь. Она понимала, что ему тяжело, и старалась его приласкать, а «его смущали ласки матери и трогала печаль в её глазах». На укор Ниловны Павел ответил, что все пьют, и был прав, но в отличие от других он знал материнскую любовь, и это рождало в нём жалость, а ведь в слободке люди друг друга не жалели, когда им было плохо, они вымещали свою злобу на окружающих, им негде было научиться добрым чувствам. А у Павла была замечательная любящая мать, и это спасло его. Павел сумел найти себе другие интересы: стал ходить в город, посещать там театр, читать книги. Ко всем людям, а особенно к матери изменилось его отношение, поменялось и его сознание. «Матери было приятно видеть, что сын её становится не похожим на фабричную молодежь, но когда она заметила, что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из тёмного потока жизни, - это вызвало в душе её чувство смутного опасения.» Ниловна никогда не видела иной жизни: без водки, драк, злобы, и то что сын её не такой как все, радовало её, но это было для нее необычно, ново и непонятно, а это всегда пугает. Сердцем мать чувствовала, что сын её избрал опасную дорогу, но боялась спросить его об этом. Однажды Ниловна все же решила узнать, чем занимается Павел. И он открылся матери, ведь она была для него самым близким человеком, и он поделился с ней самым сокровенным. Он рассказал, что читает запрещённые книги, потому что хочет узнать правду, что за это его могут посадить в тюрьму. Главное, что уловила мать из сказанного, было то, что сыну угрожает опасность. То, что ради какой-то непонятной её правды Павел решился нарушить запреты власти и так рисковать собой, вдруг сделало его чуждым ей. «Ей стало страшно за сына и жалко его». Мать не покидала сына разумом, она пропускала всё через своё чуткое и мудрое сердце, и оно давало ей тревожащие душу ответы: «Она сердцем поняла, что сын её обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному». Ниловна слушала речь Павла о правде и чувствовала гордость за него, так верно понявшего жизнь, но она видела в нём ещё и своего ребенка, которого нужно оберегать и о котором нужно заботиться: «В ней колебалось двойственное чувство гордости сыном, который так хорошо видит горе жизни, но она не могла забыть о его молодости и о том, что он один решил вступить в спор с этой привычной для всех – и для неё – жизнью». Ей казалось, что он ещё «зелен», неопытен, боялась, что он будет слишком доверять людям, а они могут причинить ему зло. И она попыталась научить сына, передать ему свои жизненные наблюдения: «Только об одном прошу – не говори с людьми без страха! Как начнёшь ты их обличать да судить – возненавидят они тебя, погубят!»
Жизнь Ниловны наполнилось тревогами за сына, а его новые воззрения принесли её ещё одно огорчение. Когда Павел и его товарищи в спорах рассуждали о Боге, мать больно задели их слова, обижало их недоверие. Для неё в её безрадостной жизни Бог был единственной опорой, ей некому было пожаловаться, поплакаться, всё своё горе она могла поведать только ему в горячих молитвах. Весь мир вокруг нее был враждебен ей, и только в Боге она находила утешение и надежду на какую-то защиту. Ниловна не могла примириться со скептическими словами Павла Рыбина о Боге и с тем, что что нужно изгнать его из души: «А мне, старухе, опереться будет не на что в тоске моей, если вы господа Бога у меня отнимете!» Ниловна не могла отказаться от христианских идеалов; что бы она ни делала, она всегда думала о Боге, искала в Библии подтверждение правоты своих поступков и мыслей. Когда она пыталась понять идеалы сына, то видела, что он и его товарищи – честные и добрые люди, искренне желающие помочь народу, облегчить его горькую жизнь, освободить от несправедливого угнетения. Ниловна находила в их стремлениях христианские начала: « и порой за словами, отрицавшими Бога, она чувствовала крепкую веру в него же!»
Общаясь с этими необыкновенными людьми, слушая их вдохновенные речи о правде, Ниловна всё больше стала задумываться над жизнью, пытаясь осмыслить всё, что происходило вокруг неё. Она стала более чутко воспринимать мир и людей; начало меняться её сознание: «Вся жизнь не такая, и страх другой, - за всех тревожно! И сердце другое, - душа глаза открыла, смотрит: грустно ей и радостно.» Ниловна стала много понимать, даже составила себе некоторое представление об устройстве общества, о том, кто виноват в бедах рабочих: «Правду вашу я тоже поняла: покуда будут богатые – ничего не добьётся народ, ни правда, ни радости, ничего!»
Так постепенно помощь Ниловны Павлу и его товарищам становилась сознательной. Ведь сначала мать приобщилась к их делу, чтобы спасти сына. Она относила листовки на фабрику, но главной её целью было не просвещение рабочих, а то, чтобы жандармы не смогли доказать, что в этом виноват Павел. Но потом для Ниловны стало важно то, что она полезна и даже необходима единомышленникам Павла в их работе за светлое будущее народа, за изменение мира и жизни. Мать гордилась тем, что она тоже причастна к великому делу, ведущему людей к счастью. «Как хорошо это, когда знаешь, что уже есть в жизни свет для всех людей и – будет время – увидят они его, обнимутся с ним душой!»
Заканчивается роман трагично, но вместе с тем в последней сцене из уст матери звучат фразы, полные силы, надежды, призыва. Ниловну арестовали, когда она везла для распространения листовки с речью сына, сказанной им на суде. Но она не захотела, чтобы «сыновнее слово», которое для неё было не просто дорого, но даже свято, досталось в «грязные» руки, и до того, как жандармы добрались до неё, она разбросала прокламации в толпу. Но на этом Пелагея Ниловна не остановилась, ничего не страшась, она рассказала людям правду: о себе, о сыне и жизни. «Бедность, голод и болезни – вот что даёт людям их работа! Всё против нас – мы издыхаем всю нашу жизнь день за днём в работе, всегда в грязи, в обмане, а нашими трудами тешатся и объедаются другие…» Мать не стала молчать, потому что теперь она была другой: сильной, смелой, способной открыто протестовать. Её возродившаяся душа больше не желала мириться с унижениями, потому что она познала другую жизнь, полную света, любви, уважения. В душе Ниловны можно увидеть душу народа, коротая веками молча терпела в страхе и слепоте, копя бесполезную злобу, не понимая причин своих бед, но теперь очнулась, открыла глаза, увидела свет правды и воскресла.
Другие сочинения по этому произведению
Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» История написания и идея романа "Мать" Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать» Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»