Мать
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Жизненный путь Ниловны»
Сочинение
Это редкое счастье, когда сын может назвать свою мать родной и по духу.
А. М. Горький
Не случайно первым словом ребенка, на каком бы языке оно ни звучало, было, есть и будет слово «мама». Сколько нежности и благодарности сливается в нем! Каким глубоким смыслом оно наполняется с годами! Горький утверждал, что в материнской любви заключена вся поэзия жизни. В образе матери для Горького идеально слились нравственное и созидательное начала. Мать – источник жизни, источник любви. Мать и ее дети – единое целое, если они родные не только по крови, но и по духу.
Тему духовного родства раскрывает Горький в романе «Мать», само название которого указывает на главного героя произведения. В центре повествования Пелагея Ниловна – мать Павла Власова, рабочего-революционера. Роман построен таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описываемых событий. Название романа и его композиция подчинены задаче, которую Горький поставил перед собой: показать, как под влиянием революционных Идей пробуждалось самосознание трудовых масс, формировалось в рабочих чувство собственного достоинства, как включались они в борьбу за правду и справедливость. Именно поэтому главной героиней романа была выбрана простая русская женщина, неприметная вдова из рабочей слободки, принадлежащая к самым отсталым и угнетенным слоям населения, сын которой – революционер. Благодаря ему Ниловна становится не просто свидетелем, но и непосредственным участником борьбы. Из темного, забитого я безмолвного существа она превращается в горячего пропагандиста, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
В начале романа мы видим робкую, покорную женщину, которая «двигалась бесшумно и как-то боком». Она угнетена пьяным и буйным мужем, постоянными побоями, бедностью. Дикая, беспросветная жизнь! Сегодняшний день похож на вчерашний. Будущего нет. Страх, страх, страх… За себя, за сына. После смерти мужа Ниловна всё свое внимание устремила на сына, который уже прошел путь, свойственный обыкновенным парням из слободки, и теперь сосредоточенно и упрямо выплывал «из темного потока жизни».
«Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному». Ниловна с тревогой прислушивается к тому, о чём говорят Павел и его товарищи. Она боится, что подобные разговоры плохо кончатся для Павла. Но что-то уже сдвинулось в душе Ниловны, вместо страха рождается новое чувство — гордость за сына. Ненависть к прошлому, «похожему на болото», вырастает в ней. Ее большое сердце, до этого умевшее только бояться, начинает биться в ином ритме.
Постепенно Ниловна освобождается от страха и рабской покорности, религиозных предрассудков. У нее появляются общие духовные интересы с сыном. Из любви к сыну мать выполняет свое первое революционное поручение: распространяет листовки на фабрике. Она начинает понимать идеи сына. «Правду вашу я тоже поняла: покуда будут богатые — ничего не добьется народ: ни правды, ни радости — ничего!» Ближе она стала сыну, гораздо ближе. И на первомайской демонстрации старается не отстать от Павла, идет рядом с ним.
Ниловна меняется духовно в окружении чутких, добрых людей, таких как Андрей Находка, который обучает ее грамоте, Софья, Егор Иванович. С жадным любопытством всматривается она в окружающий мир, который словно впервые распахивается перед пожилой женщиной. Появляется любовь к прекрасному, а вместе с ней — ненависть к «свинцовым мерзостям жизни». Появляются революционные убеждения и «требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливостях жизни». Ниловна становится профессиональной революционеркой. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Сознание того, что она приносит пользу в революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, пробуждает в ней чувство самоуважения. «Душу воскресшую — не убьют!»
Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему и по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.
Когда царский суд осудил Павла, мать не поддалась горю. Она мужественно понесла в массы слово сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, она напрягает последние силы, чтобы бросить людям листовки с речью Павла. Из груди ее вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!». Только на секунду сердце ее «оделось едким дымом страха», но она подумала о чести сына: «Не позорь сына-то! Никто не боится».
Образ Ниловны свидетельствует о глубоком изменении мировосприятия людей, вступивших на путь революционной борьбы. Причем образ этот типичен, реален, не идеализирован автором. Горький писал, что Ниловна — «портрет матери Петра Заломова, осужденного … за демонстрацию 1 Мая в Сормове. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе…»
Горький обогатил галерею женских образов, которыми вправе гордиться русская литература, новым для своего времени и совершенно неповторимым, талантливо написанным портретом Ниловны. Литературная героиня намного пережила свой прототип. И хотя сегодня революционное движение начала прошлого века представляется нам в ином свете, чем автору романа, написанного по свежим следам событий, — образ Ниловны понятен и близок сегодняшнему читателю. Близок тем, что это живой образ живого человека, посвятившего себя служению людям.
А. М. Горький
Не случайно первым словом ребенка, на каком бы языке оно ни звучало, было, есть и будет слово «мама». Сколько нежности и благодарности сливается в нем! Каким глубоким смыслом оно наполняется с годами! Горький утверждал, что в материнской любви заключена вся поэзия жизни. В образе матери для Горького идеально слились нравственное и созидательное начала. Мать – источник жизни, источник любви. Мать и ее дети – единое целое, если они родные не только по крови, но и по духу.
Тему духовного родства раскрывает Горький в романе «Мать», само название которого указывает на главного героя произведения. В центре повествования Пелагея Ниловна – мать Павла Власова, рабочего-революционера. Роман построен таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описываемых событий. Название романа и его композиция подчинены задаче, которую Горький поставил перед собой: показать, как под влиянием революционных Идей пробуждалось самосознание трудовых масс, формировалось в рабочих чувство собственного достоинства, как включались они в борьбу за правду и справедливость. Именно поэтому главной героиней романа была выбрана простая русская женщина, неприметная вдова из рабочей слободки, принадлежащая к самым отсталым и угнетенным слоям населения, сын которой – революционер. Благодаря ему Ниловна становится не просто свидетелем, но и непосредственным участником борьбы. Из темного, забитого я безмолвного существа она превращается в горячего пропагандиста, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
В начале романа мы видим робкую, покорную женщину, которая «двигалась бесшумно и как-то боком». Она угнетена пьяным и буйным мужем, постоянными побоями, бедностью. Дикая, беспросветная жизнь! Сегодняшний день похож на вчерашний. Будущего нет. Страх, страх, страх… За себя, за сына. После смерти мужа Ниловна всё свое внимание устремила на сына, который уже прошел путь, свойственный обыкновенным парням из слободки, и теперь сосредоточенно и упрямо выплывал «из темного потока жизни».
«Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному». Ниловна с тревогой прислушивается к тому, о чём говорят Павел и его товарищи. Она боится, что подобные разговоры плохо кончатся для Павла. Но что-то уже сдвинулось в душе Ниловны, вместо страха рождается новое чувство — гордость за сына. Ненависть к прошлому, «похожему на болото», вырастает в ней. Ее большое сердце, до этого умевшее только бояться, начинает биться в ином ритме.
Постепенно Ниловна освобождается от страха и рабской покорности, религиозных предрассудков. У нее появляются общие духовные интересы с сыном. Из любви к сыну мать выполняет свое первое революционное поручение: распространяет листовки на фабрике. Она начинает понимать идеи сына. «Правду вашу я тоже поняла: покуда будут богатые — ничего не добьется народ: ни правды, ни радости — ничего!» Ближе она стала сыну, гораздо ближе. И на первомайской демонстрации старается не отстать от Павла, идет рядом с ним.
Ниловна меняется духовно в окружении чутких, добрых людей, таких как Андрей Находка, который обучает ее грамоте, Софья, Егор Иванович. С жадным любопытством всматривается она в окружающий мир, который словно впервые распахивается перед пожилой женщиной. Появляется любовь к прекрасному, а вместе с ней — ненависть к «свинцовым мерзостям жизни». Появляются революционные убеждения и «требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливостях жизни». Ниловна становится профессиональной революционеркой. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Сознание того, что она приносит пользу в революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, пробуждает в ней чувство самоуважения. «Душу воскресшую — не убьют!»
Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему и по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.
Когда царский суд осудил Павла, мать не поддалась горю. Она мужественно понесла в массы слово сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, она напрягает последние силы, чтобы бросить людям листовки с речью Павла. Из груди ее вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!». Только на секунду сердце ее «оделось едким дымом страха», но она подумала о чести сына: «Не позорь сына-то! Никто не боится».
Образ Ниловны свидетельствует о глубоком изменении мировосприятия людей, вступивших на путь революционной борьбы. Причем образ этот типичен, реален, не идеализирован автором. Горький писал, что Ниловна — «портрет матери Петра Заломова, осужденного … за демонстрацию 1 Мая в Сормове. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе…»
Горький обогатил галерею женских образов, которыми вправе гордиться русская литература, новым для своего времени и совершенно неповторимым, талантливо написанным портретом Ниловны. Литературная героиня намного пережила свой прототип. И хотя сегодня революционное движение начала прошлого века представляется нам в ином свете, чем автору романа, написанного по свежим следам событий, — образ Ниловны понятен и близок сегодняшнему читателю. Близок тем, что это живой образ живого человека, посвятившего себя служению людям.
Другие сочинения по этому произведению
Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» История написания и идея романа "Мать" Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать» Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать") Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»