Мать

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«История написания и идея романа "Мать"»

Сочинение

В ленинской газете «Искра» 1 декабря 1902 года были напечатаны речи рабочих — Петра Заломова и других, — произнесенные на судебном заседании в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Царское правительство судило их за участие в демонстрациях, которые были проведены в рабочем поселке Сормово, близ Нижнего, 1 и 5 мая 1902 года. В том же номере «Искры» была помещена статья В. И. Ленина «Новые события и старые вопросы». Ленин говорил в ней о вооруженных столкновениях ростовских рабочих с царскими войсками и о речах нижегородцев на суде. «Замечательно в этих речах, — писал Ленин, — простое, доподлинно-точное изображение того, как совершается переход от самых повседневных, десятками и сотнями миллионов повторяющихся фактов «угнетения, нищеты, рабства, унижения, эксплуатации» рабочих в современном обществе к пробуждению их сознания, к росту их «возмущения», к революционному проявлению этого возмущения (я поставил в кавычки... (Данный материал поможет грамотно написать и по теме История написания и идея романа Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) слова Маркса...).

Именно потому, что говорили эти речи простые рабочие, вовсе не передовые по степени их развития, говорили даже не в качестве членов какой-либо организации, а в качестве людей толпы, именно потому, что напирали они не на их личные убеждения, а на факты из жизни каждого пролетария или полупролетария в России — такое ободряющее впечатление производят их выводы: «Вот почему мы сознательно шли на демонстрацию против самодержавного правительства». Обыденность и «массовидность» тех фактов, из которых они делали этот вывод, ручается за то, что к этому выводу могут придти и неизбежно придут тысячи, десятки и сотни тысяч, если мы сумеем продолжить, расширить и укрепить систематическое, принципиальновыдержанное и всестороннее революционное (социал-демократическое) воздействие на них. Мы готовы идти на каторгу за борьбу против политического и экономического рабства, раз мы почувствовали дуновение свободы, — говорили четверо нижегородских рабочих. Мы готовы идти на смерть — как бы вторили им тысячи в Ростове, отвоевывая себе на несколько дней свободу политических сходок, отбивая целый ряд военных атак на безоружную толпу.

Сим победиши — остается нам сказать по адресу тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать».

События, имевшие место в Сормове, и вслед за тем речи сормовских рабочих на суде Ленин раскрыл как явления, типические для роста массового революционного русского рабочего класса.

Не стихийные крестьянские восстания и бунты рабочих, а организованная революционная борьба с самодержавием и капитализмом возникает в третий, пролетарский период освободительного движения в России. В конце 90-х и начале 900-х годов наряду с пропагандой марксизма в рабочих кружках развернулась политическая агитация среди широких масс рабочих и крестьян. Идею революционного союза рабочих и крестьян как силы, способной свергнуть иго царизма и буржуазии, Ленин развивал еще в книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В этой книге, как известно, народничество подверглось идейному разгрому. Идеологическая борьба отражала реальные процессы. Русское рабочее движение «так широко разлилось и пустило в самых различных углах России так много здоровых ростков, что теперь с неудержимой силой сказывается его стремление упрочиться, принять высшую форму, выработать определенную физиономию и организацию», — писал Ленин в 1900 году.

Весной 1898 года была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, что знаменовало, по словам Ленина, слияние русского рабочего движения с политической борьбой против самодержавия и буржуазного строя, за высший, социалистический строй. Рабочие забастовки все чаще принимают не экономический, а политический характер. «Пролетариат выносит на улицу свой клич: «долой самодержавие!». Политические стачки и демонстрации, несмотря на кровавые столкновения с полицией и войсками, возрастали; рабочее движение принимало характер революционного натиска. Об этом свидетельствуют первомайская стачка на Обуховском заводе в 1901 году, волна крупных забастовок и демонстраций в Батуме (возглавленная Сталиным), в Ростове-на-Дону, в Сормове в 1902 году, массовые политические забастовки в Закавказье, на Украине, всеобщая забастовка в Баку в 1904 году. С 1895 по 1899 год в стране бастовало 221 тысяча рабочих, в январе 1905 года — 440 тысяч (БСЭ).

Классовое самосознание рабочих поднимается до великих идей социализма; идеи политической борьбы овладевают народным сознанием, и борцы-революционеры вырастают в рабочей и крестьянской среде. Не случайно даже Л. Н. Толстой, никогда сам не разделявший идей революционной борьбы, в своем последнем романе, «Воскресение» (1889—1899), рисуя революционеров, создал образы крестьянина Набатова и рабочего Маркела Кондратьева; последний «был руководителем большой стачки рабочих».

В 1882 году в предисловии к русскому изданию «Коммунистиче-екого манифеста» Маркс и Энгельс писали, что «Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе»

Великий писатель советского народа Максим Горький выступил в литературе, когда в России уже началось пролетарское революционное движение. Его творчество было тесно и неразрывно связано с революционной борьбой пролетариата. Благодаря теснейшей связи с революцией Горький сумел понять задачи, которые ставила перед искусством новая историческая эпоха, начало третьего, решающего этапа освободительного движения в России.

Художественная литература не могла теперь ограничиться изображением бесправия и нищеты рабочего класса и крестьян. Она должна была показать мощь пролетариата, его веру в будущее, раскрыть огромное политическое значение его борьбы с самодержавием и эксплуатацией, за счастье трудящихся. Она должна была укрепить веру человека в себя, «развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество...» — писал Горький («Читатель»).

В литературе 90-х годов много было произведений о массе голодного, оборванного люда (разорившихся крестьянах) , неделями, месяцами ожидавшего у ворот заводов работы, о каторжном труде рабочих, о чудовищной эксплуатации и обкрадывании народа (рассказы Серафимовича — «Никита», «Семишкура», «Стрелочник»; Чехова— «Случай на практике»; Куприна — «Молох»; Вересаева — «Два конца» и др.).

Внимание Горького уже в этот период привлекали новые стороны социальной действительности: сила протеста угнетенного класса, его воля к борьбе за человеческие права. Поэтому так сильно прозвучал в свое время революционный романтизм Горького.

«Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окрыляющие душу?» — говорил Горький («Читатель»). Он убеждал Чехова, что недостаточно реалистически изображать жизнь, что «настало время нужды в героическом» и что, рисуя суровую правду жизни, нужно найти в пей ростки нового, вести вперед и показать, как в народных массах растут герои, способные к самоотверженной, стойкой борьбе за новые, социалистические идеалы.

Горький хорошо знал жизнь трудового народа и видел, как преображался, обогащался духовный мир рабочих. Рабочие не только создают материальные ценности — «от гигантских машин до детских игрушек», — писал он в романе «Мать», но и сами изменяются в процессе созидающего, преобразующего мир труда. «Будущее принадлежит людям честного труда», — писал Горький еще в повести «Фома Гордеев» (1899).

Горький создал новые образы, которые отразили существеннейшие черты русского рабочего революционного движения,— в этом прежде всего состояло величие Горького как художника и мыслителя. Впервые в мировой литературе им был создан образ творца нового общества — рабочего-революционера, большевика, представляющего рабочий класс, вооруженный революционной теорией марксизма.

Образ революционного пролетария был показан Горьким уже в пьесе «Мещане», написанной в 1902 году. Паровозный машинист Нил, главный герой этой пьесы, утверждал: «Хозяин тот, кто трудится...» «Права не дают, права берут...» «Нет такого расписания движения, которое бы не изменялось...» Слова Нила прозвучали в преддверий первой русской революции 1905 года; они были полны революционной энергии и силы, говорили о том, что в жизни появилась решающая сила, которой принадлежит будущее, — рабочий класс.

В пьесе «Враги», над которой Горький работал одновременно с романом «Мать», отразились революционные события первой русской революции. Горький показал в ней русский рабочий класс идущим в наступление под руководством большевиков, создал образ профессионального революционера, большевика-подпольщика Синцова. Решением той же великой творческой задачи был роман «Мать». В нем с наибольшей полнотой Горький показал того, кого Ленин называл «человеком будущего в России»1, — рабочего. В образах Павла Власова и его товарищей великий писатель запечатлел черты русских большевиков. В романе даны удивительные по верности и силе изображения картины борьбы русского народа под руководством рабочего класса за свое освобождение, выражена глубокая вера в грядущую победу революции.

По своему объему роман невелик, но он необычайно емок по охвату самых различных сторон жизни и ярок динамичностью, напряженностью развития изображенных в нем событий, имевших первостепенное историческое значение.

Главным, основным, существенным, что характеризовало этот период общественной жизни России, была борьба рабочего класса против самодержавия и капитализма.
«Я должен заявить,— говорил на суде герой романа Павел Власов, — что для нас самодержавие не является единственной цепью, оковавшей тело страны, оно только первая и ближайшая цепь, которую мы обязаны сорвать с народа...» Роман и был посвящен изображению борьбы рабочего класса за освобождение народа от цепей самодержавия и капитализма.

Подъему революционного движения в России в начале 900-х годов предшествовал промышленный кризис, который сопровождался резким сокращением заработной платы, закрытием многих крупных и мелких промышленных предприятий, увольнением целой армии рабочих. Эти события привели к усилению рабочего движения. От экономических стачек и требований рабочие перешли к политическим забастовкам и демонстрациям, к борьбе за демократические свободы, к лозунгу: «Долой царское самодержавие!» Для расправы с бастующими рабочими и с демонстрациями правительство высылало войска. Рабочих бросали в тюрьмы и ссылали на каторгу, но революционное движение росло и ширилось по всей России с каждым днем. «В отличие от прежних выступлений рабочего класса почти всюду политической борьбой рабочих стали руководить социал-демократические комитеты. В ряды рабочего революционного движения вливались новые и новые тысячи рабочих, не участвовавших в нем прежде. «Рабочее движение оказало свое влияние на крестьянство... Революционные выступления рабочих и крестьян показывали, что в России назревает и близится революция».

Вот эти-то важнейшие события нашли свое отражение в «своевременной», «нужной», по определению Ленина, книге Горького.

Другие сочинения по этому произведению


Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать» Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать") Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»