Мать
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"...»
Сочинение
Замечательные
произведения A.M. Горького
уже давно стали признанными шедеврами не
только в России, но и в других странах мира.
В каждом из них слышится мысленная
перекличка героев, разделенных чуть ли не
столетием, героев Горького и современных
писателей. Среди богатых наблюдений за
действительностью Горький выделял самые
яркие, рождающие радость и горечь,
сочувствие и негодование. Как настоящая
творческая личность, он затрагивает в своих
произведениях самые высокие человеческие
стремления: к свободе, к познанию сущего.
Сегодня я хотела бы обратиться к роману
Горького, посвященному святой материнской
любви и самоотверженности, — роману “Мать”.
Героические
события революционного движения —
непременное условие, источник духовного
преображения горьковских героев. Однако
глубоко ошибочно проводить прямую аналогию
между идеями пролетарской освободительной
борьбы и ростом сознания действующих лиц
романа.
“Мать” —
художественное произведение: все здесь
определено человеческими
взаимоотношениями и характерами. Сами
герои живут психологически напряженно и
многогранно. А понять путь Ниловны можно
лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в
них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в
первоначальной зарисовке слободки
выделена главная черта
беспросветного существования рабочих — “застарелое
чувство подстерегающей злобы”, перед
которой отступали “одинокие искры
неумелой, бессильной мысли”. В
звероподобном поведении Михаила Власова
бессознательная тоска оборачивалась
беспредельно разросшейся, “наследственной...
болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией
Пела-геи Ниловны оказались страх,
замкнутость. И после смерти мужа для вдовы
потекла “странная, молчаливая жизнь,
полная смутных дум и опасений, все
возрастающих”. Сообщение сына о его
политической позиции уничтожило горе и
подозрение Ниловны, вызвав привычный для
нее отклик: “Опасаться надо людей —
ненавидят все друг друга! Живут жадностью,
живут завистью. Все рады
зло сделать”. Вот исходное душевное
состояние Власовой, тем более мучительное,
что ей приходится глубоко таить врожденные
чувства любви и нежности. Материнское
начало оскорблено, попрано жестокими
социальными условиями.
Внутреннее
действие романа начинается с первых
признаков возрождения женщины-матери, а
набирает высоту — в расцвете ее природного
дара любви. С ним писатель связывает
будущее человеческих отношений вообще.
Нередко поведение Ниловны объясняется тем,
что слепая привязанность ее к сыну
сменяется осмыслением революционных идей и
устремлений. Но это не совсем так. Для
Горького человеческое сознание основано на
мыслях человека, его эмоциях.
Мужание
Ниловны — борца — это мужание человека,
новые убеждения взращены самоотверженным
сердцем женщины. Материнская любовь —
почва, смысл ее революционной практики. На
первый взгляд, развитие сюжета в романе
продиктовано появлением в доме Власовых
Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова
и других. Но сколько здесь авторской
прозорливости в выборе психологической
ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла.
Чуткая Ниловна сразу это понимает,
проникаясь к ним участием. Сцена первого
знакомства с друзьями Павла по борьбе
успокаивает испугавшуюся было Власову,
позволяя впервые ощутить необходимость для
Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод
венчается
пробуждением у всех троих подлинной
радости дружеских, доверительных отношений.
Находка начинает мечтать о встрече с родной,
давно бросившей его матерью, прощая ей
невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить
трудно, научить человека добру еще труднее...”
Наташа тоже проникается к Ниловне полным
доверием.
Изменяется
и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и
чувствует все по-другому, по-новому. Ее
размышления и мечты о жизни становятся
сходными с мечтами молодежи. Лишь
озлобленный и мрачный Николай Весовщиков
воспринимается здесь резким диссонансом.
Этого человека Ниловна долго будет
чуждаться.
Далее в
романе следует развитие отношений Власовой
с новыми товарищами сына. Знакомство с
другими членами кружка вызывает у Ниловны
неоднородные чувства и раздумья, и они,
пусть даже разные по характеру люди,
одинаково интересуют ее. Некогда одинокая,
отчужденная от людей, мать начинает жить
эмоционально насыщенно.
Влечение
Ниловны к человеку воспринимается как
восстановление естественных, здоровых
проявлений личности. Встрепенулась душа
бедной женщины, открыв для себя добро и
красоту. Но тем болезненнее переживает
теперь она опасность, угрожающую сыну и его
друзьям. Так перед Ниловной встает главный
вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет
не
единственным, ведь для героев романа
программа борьбы только зарождается, и их
ждет еще множество испытаний: это и аресты
Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни.
Проходя через все это с огромной
материнской любовью в сердце, Ниловна
находит ответ на вопрос: “Можно ли любить
без веры? Нет!” Чистое чувство всегда
основано на вере, сопряжено с душевной
чистотой, самоотдачей. Только поэтому
рождаются небывалые силы человека. Ниловна
не разделяет любовь и жалость. Жалость
здесь не унизительная забота о слабом, а
результат глубокого понимания испытаний,
трудностей, выпавших на долю сильных.
Гордиться ими и помогать — вечные основы
любви, в том числе и материнской.
В
переживаниях и раздумьях героев романа
есть и немало созвучного нашим
современникам, а сам роман будет актуален
до тех пор, пока жива на Руси простая
русская женщина с большой и искренней
любовью в сердце, которой Богом завещано
быть на земле Матерью.
произведения A.M. Горького
уже давно стали признанными шедеврами не
только в России, но и в других странах мира.
В каждом из них слышится мысленная
перекличка героев, разделенных чуть ли не
столетием, героев Горького и современных
писателей. Среди богатых наблюдений за
действительностью Горький выделял самые
яркие, рождающие радость и горечь,
сочувствие и негодование. Как настоящая
творческая личность, он затрагивает в своих
произведениях самые высокие человеческие
стремления: к свободе, к познанию сущего.
Сегодня я хотела бы обратиться к роману
Горького, посвященному святой материнской
любви и самоотверженности, — роману “Мать”.
Героические
события революционного движения —
непременное условие, источник духовного
преображения горьковских героев. Однако
глубоко ошибочно проводить прямую аналогию
между идеями пролетарской освободительной
борьбы и ростом сознания действующих лиц
романа.
“Мать” —
художественное произведение: все здесь
определено человеческими
взаимоотношениями и характерами. Сами
герои живут психологически напряженно и
многогранно. А понять путь Ниловны можно
лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в
них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в
первоначальной зарисовке слободки
выделена главная черта
беспросветного существования рабочих — “застарелое
чувство подстерегающей злобы”, перед
которой отступали “одинокие искры
неумелой, бессильной мысли”. В
звероподобном поведении Михаила Власова
бессознательная тоска оборачивалась
беспредельно разросшейся, “наследственной...
болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией
Пела-геи Ниловны оказались страх,
замкнутость. И после смерти мужа для вдовы
потекла “странная, молчаливая жизнь,
полная смутных дум и опасений, все
возрастающих”. Сообщение сына о его
политической позиции уничтожило горе и
подозрение Ниловны, вызвав привычный для
нее отклик: “Опасаться надо людей —
ненавидят все друг друга! Живут жадностью,
живут завистью. Все рады
зло сделать”. Вот исходное душевное
состояние Власовой, тем более мучительное,
что ей приходится глубоко таить врожденные
чувства любви и нежности. Материнское
начало оскорблено, попрано жестокими
социальными условиями.
Внутреннее
действие романа начинается с первых
признаков возрождения женщины-матери, а
набирает высоту — в расцвете ее природного
дара любви. С ним писатель связывает
будущее человеческих отношений вообще.
Нередко поведение Ниловны объясняется тем,
что слепая привязанность ее к сыну
сменяется осмыслением революционных идей и
устремлений. Но это не совсем так. Для
Горького человеческое сознание основано на
мыслях человека, его эмоциях.
Мужание
Ниловны — борца — это мужание человека,
новые убеждения взращены самоотверженным
сердцем женщины. Материнская любовь —
почва, смысл ее революционной практики. На
первый взгляд, развитие сюжета в романе
продиктовано появлением в доме Власовых
Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова
и других. Но сколько здесь авторской
прозорливости в выборе психологической
ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла.
Чуткая Ниловна сразу это понимает,
проникаясь к ним участием. Сцена первого
знакомства с друзьями Павла по борьбе
успокаивает испугавшуюся было Власову,
позволяя впервые ощутить необходимость для
Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод
венчается
пробуждением у всех троих подлинной
радости дружеских, доверительных отношений.
Находка начинает мечтать о встрече с родной,
давно бросившей его матерью, прощая ей
невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить
трудно, научить человека добру еще труднее...”
Наташа тоже проникается к Ниловне полным
доверием.
Изменяется
и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и
чувствует все по-другому, по-новому. Ее
размышления и мечты о жизни становятся
сходными с мечтами молодежи. Лишь
озлобленный и мрачный Николай Весовщиков
воспринимается здесь резким диссонансом.
Этого человека Ниловна долго будет
чуждаться.
Далее в
романе следует развитие отношений Власовой
с новыми товарищами сына. Знакомство с
другими членами кружка вызывает у Ниловны
неоднородные чувства и раздумья, и они,
пусть даже разные по характеру люди,
одинаково интересуют ее. Некогда одинокая,
отчужденная от людей, мать начинает жить
эмоционально насыщенно.
Влечение
Ниловны к человеку воспринимается как
восстановление естественных, здоровых
проявлений личности. Встрепенулась душа
бедной женщины, открыв для себя добро и
красоту. Но тем болезненнее переживает
теперь она опасность, угрожающую сыну и его
друзьям. Так перед Ниловной встает главный
вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет
не
единственным, ведь для героев романа
программа борьбы только зарождается, и их
ждет еще множество испытаний: это и аресты
Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни.
Проходя через все это с огромной
материнской любовью в сердце, Ниловна
находит ответ на вопрос: “Можно ли любить
без веры? Нет!” Чистое чувство всегда
основано на вере, сопряжено с душевной
чистотой, самоотдачей. Только поэтому
рождаются небывалые силы человека. Ниловна
не разделяет любовь и жалость. Жалость
здесь не унизительная забота о слабом, а
результат глубокого понимания испытаний,
трудностей, выпавших на долю сильных.
Гордиться ими и помогать — вечные основы
любви, в том числе и материнской.
В
переживаниях и раздумьях героев романа
есть и немало созвучного нашим
современникам, а сам роман будет актуален
до тех пор, пока жива на Руси простая
русская женщина с большой и искренней
любовью в сердце, которой Богом завещано
быть на земле Матерью.
Другие сочинения по этому произведению
Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" — реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» История написания и идея романа "Мать" Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать» Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать") Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»