Вечера на хуторе близ Диканьки

Николай Васильевич Гоголь


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
44 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сравнение «Миргорода» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки»»

Сочинение




Каждый большой художник - это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту - значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя - драгоценный кладезь художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого опыта», имеющего громадное развития общества. Щедрин называл художественную литературу «сокращённой вселенной». Изучая её, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять историю и тот всегда беспокойный современный мир, в котором он живёт. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В «художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно - неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения. В этом же состоит реальная ценность и русской классики.

Своим гражданским темпераментом, своим романтическим порывом, глубоким и бесстрашным анализом реальных противоречий действительности она оказала громадное влияние на развитие освободительного движения России. Генрих Манн справедливо говорил, что русская литература была революцией «ещё до того, как произошла революция». Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. «…Мы не знаем, - писал Чернышевский, - как могла бы Россия обойтись без Гоголя». В этих словах, возможно, всего нагляднее отразилось отношение революционной демократии и всей передовой русской общественной мысли XIX века к автору «Ревизора» и «Мёртвых душ». Герцен говорил о русской литературе: «…слагая песни, она разрушала; смеясь, она подкапывалась».

Смех Гоголя также обладал огромной разрушающей силой. Он подрывал веру в мнимую незыблемость полицейско-демократического режима, которому Николай I пытался придать ореол несокрушимого могущества; он выставлял на «всенародные очи» гнилость этого режима, всё то, что Герцен называл «наглой откровенностью самовластья». Появление творчества Гоголя было исторически закономерно. В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века перед русской литературой возникали новые, большие задачи. Быстро развивающийся процесс разложения крепостничества и абсолютизма вызывал в передовых слоях русского общества всё более настойчивые, страстные поиски выхода из кризиса, будил мысль о дальнейших путях исторического развития России. Творчество Гоголя отражало возраставшее недовольство народа крепостническим строем, его пробуждавшую революционную энергию, его стремление к иной, более совершенной действительности.

Белинский называл Гоголя «одним из великих вождей» своей страны «на пути сознания, развития, прогресса». Один из его сборников получил название «Миргород»(1835 год). Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - таков подзаголовок «Миргорода». Но эта книга была не просто продолжением «Вечеров». И содержанием, и характерными особенностями своего стиля она открывала новый этап в творческом развитии писателя. В изображении быта и нравов миргородских помещиков уже нет места романтике и красоте, преобладавшим в повестях пасечника Рудого Панька. Жизнь человека опутана здесь паутиной мелочных интересов. Нет в этой жизни ни высокой романтической мечты, ни песни, ни вдохновения. Тут - царство корысти и пошлости.

В «Миргороде» Гоголь расстался с образом простодушного рассказчика Рудого Панька и выступил перед читателями как художник, открыто уже и остро ставящий важные вопросы жизни, смело скрывающий социальные противоречия современности. Именно в этой книге появилась типичная черта гоголевского творчества - его исследовательский, аналитический характер. От весёлых и романтических парубков и дивчин, вдохновенно-поэтических описаний украинской природы Гоголь перешёл к изображению прозы жизни. В этой книге резко выражено критическое отношение писателя к затхлому быту старосветских помещиков и пошлости миргородских «существователей». Действительность крепостнической России предстала в прозаической повседневности. Преемственность и между тем различия гоголевских циклов весьма наглядно ощущаются, например, в повести «Вий».

Романтическая стихия народной фантастики, характерна для «Вечеров на хуторе», сталкивается в этой повести с отчётливо выраженными чертами реалистического искусства, свойственными всему циклу «Миргорода». Достаточно вспомнить искрящиеся юмором сцены бурсацкого быта, а также ярко и сочно выписанные портреты бурсаков - философа Хомы Брута, ритора Тиберия Горобца и богослова Халявы. Причудливое сплетение мотивов фантастических и реально-бытовых обретает здесь, как и в «Вечерах», достаточно ясный идейный подтекст. Бурсак Хома Брут и ведьма- панночка предстают в «Вии» как выразители двух различных жизненных концепций. Демократическое, народное начало воплощено в образе Хомы, злое, жестокое начало - в образе панночки, дочери богатого сотника.

Другие сочинения по этому произведению


Вечера на хуторе близ Диканьки Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя Моё первое прочтение Гоголя Народный характер в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Образ Оксаны в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" ("Вечера на хуторе близ Диканьки") Разбор произведений Гоголя "Вечера на хуторе близь Диканьки" Романтика украинских сказок и легенд Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя (По книге "Вечера на хуторе близ Диканьки") Сочинение по сборнику повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» Душевная широта героев Гоголя Историческая тема в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь сочинение – Вечера на хуторе близ Диканьки Народный характер Сочинение по книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Образ кузнеца Вакулы (по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством») Прекрасный образ Украины (Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки») Сочинение по сборнику Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Сюжет цикла повестей «Вечера на хуторе близь Диканьки» Повествовательная манера «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Отражение литературных исканий Гоголя в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Историко-бытовой и нравственный элемент Прекрасный образ Украины в произведениях И.В.Гоголя Торжество молодости и красоты в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголевские персонажи в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Романтический образ народа в творчестве Н. В. Гоголя (на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки») Оценка идейного содержания повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Изображение фантастики в цикле «Вечера накануне Ивана Купала» Идея единства русского и украинского народов в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Оценка современниками Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя Панночка-русалка О языке прозы Гоголя на примере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Своеобразие сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" Мистический романтизм Гоголя в цикле «Вечера близь Диканьки» Оценка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» современниками Сочинение по повестям «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» Начало литературной деятельности Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Общий замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Сказочность гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сочинение по повестям «Вечера на хуторе возле Диканьки», «Миргород»