Братья Карамазовы

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
39 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Воплощение идеи о «всечеловеческом братстве» в романе «Братья Карамазовы»»

Сочинение


Для воплощения любой идеи необходим деятель. Достоевский указывает этого деятеля: в образе его предначертан новый тип христианской духовности - иноческого служения в миру. «Русский инок», Алексей Карамазов, не является «описанием существующего идеала», он не столько обобщающее итоговое изображение, а скорее выступает «заданием и проектом» (по выражению Л. А. Зандера) предстоящего восстановления образа Христа в человеке. Роман говорит именно о «возможном значении» А. Карамазова. Реализоваться полностью ему надлежит в будущем (в предполагавшемся «втором», главном романе), поэтому он деятель «пока неопределенный, невыяснившийся».

Пройдя через монастырскую аскезу, Алексей Карамазов совершает жертву, заключающуюся в «отдаче своего малого я, - неполного, ограниченного, закованного своекорыстием». Эта жертва есть великое освобождение, необходимое для всякого творчества, «она есть выход из порочного круга эгоизма и солипсизма». Алеша выходит в мир; старец Зосима говорит перед смертью своему ученику: «Мыслю о тебе так - изыдешь из стен сих, а в миру прибудешь как инок… Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь и жизнь благословишь и других благословить заставишь, - что важнее всего… « Таков замысел Достоевского об Алеше: предсказания старца должны были исполниться во втором романе.

Достоевский, по мнению Бердяева, верит в искупающую и возрождающую силу страдания. Поэтому жизнь есть «искупление вины через страдание», а свобода связана с искуплением. «Свобода привела человека на путь зла. Зло было испытанием свободы. Зло же должно привести к искуплению», которое «восстанавливает свободу человека». «Христос-Искупитель и есть свобода. Достоевский во всех своих романах проводит человека через этот духовный процесс, через свободу, зло и искупление».

Алексей Карамазов проходит этот «духовный процесс». «Юный человеколюбец» сталкивается с атеистом, «ученым братом». «Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить… Полюбить прежде логики - и тогда, только я и смысл пойму», - говорит он Ивану. Алеша приемлет мир Божий по вере своей, Иван в Бога не верит (или принимает его с убийственной насмешливостью, что одно и то же) и, прежде чем полюбить мир, хочет понять его смысл. Для «евклидова ума» Ивана идея свободы «иррациональная тайна» (словами Бердяева). Бунт «евклидова ума» против Бога связан с отрицанием, непониманием свободы. «Если нет свободы как последней тайны миротворения, то мир этот, с его муками и страданиями, со слезами невинно замученных людей не может быть принят». Не может быть принят и Бог, сотворивший «такой ужасный, безобразный мир». Безбожному разуму противопоставляется любовь. «Pro и contra» входит в самую душу Алеши, становится его искушением и победой над искушением.

Умирает старец; ученик ждал прославления учителя, но вместо этого присутствует при его бесславии - от гроба почившего исходит «тлетворный дух», «соблазн» охватывает и монахов, и богомольцев; «соблазняется и «твердый в вере» «реалист» Алеша. Алексей Карамазов восстает на Провидение, требует от него «справедливости», его «бунт» - отзвук бунта Ивана. Но «не чудес ему нужно было, - объясняет автор, - а лишь «высшей справедливости», которая была, по верованию его нарушена и чем так жестко и внезапно было поражено сердце его… Ну и пусть бы не было чудес вовсе, пусть бы ничего не объявилось чудного и не оправдалось немедленно ожидаемое, - но зачем же объявилось бесславие, зачем попустился позор, зачем это поспешное тление, «предопределившееся естество»?.. Где же Провидение и перст его? К чему сокрыло оно свой перст в самую нужную минуту (думал Алеша) и как бы само захотело подчинить себя слепым, немым, безжалостным законам естественным?». В этом, по словам Вяч. Иванова, «недолгом, но страшном люциферическом бунте» заключается познание зла Алешей. В то же самое время, душа «юного человеколюбца» «стремиться к Богу и Его добру, веря в Него незыблемо». Поэтому, Иван Карамазов, «заметивший, что его брат «твердо стоит», завел с ним разговор о своем «бунте» против Бога, пояснив ему, что «я, может быть, себя хотел бы исцелить тобою».






Старец Зосима и Алеша изображены Достоевским как люди, «которые познали зло и пришли к высшему состоянию», - пишет Бердяев. Высшее состояние заключается в соприкосновении, близости с горним. «Еще среди несовершенного настоящего Алеша, «русский инок» уже явно отмечен совершенным будущим». На пороге этого будущего дух инока «возбужден до степени восторга, близкого к молитвенному экстазу исихастов» - такого состояние Алеши в главе «Кана Галилейская». Алексей Карамазов в своем религиозно-мистическом прозрении подходит к ощущению «мира иного», который есть духовно существующее Царство Божие.

В сложном, глубоком, восторженном состоянии духа Алеши выражена мысль Достоевского, проходящая сквозь всю тему иночества в романе - мысль о том, что «через иноческий подвиг деятельной, всецелой и всемирный любви восстанавливается единство космического и земного, вечного и временного, единство Бога и человека», что в конечном счете дает роману оптимистичное звучание.

По замыслу писателя, А. Карамазов - «сердцевина целого» - не только в композиции романа, но и по отношению к русской действительности. Действенная любовь Алеши становится основой братства духовного; она - движение, которое идет от него ко всем. «Юный человеколюбец» видит свое дело в активных отношениях с братьями Иваном и Дмитрием, со связанными с ними женщинами, с детворой. Проповедь Алеши - проповедь делами. Вся его жизнь - служение ближнему. И это роднит Алешу с первыми христианами. Как и они, А. Карамазов стоит на пороге новой эра в истории человечества…

Роман «Братья Карамазовы» - последнее произведение Ф. М. Достоевского. Вероисповедание писателя. Христианство автора «Братьев Карамазовых» - пусть «розовое» христианство, но оно дает силы жить. «Не очевидна ли некая доля истинности в нем?» - пишет Розанов, комментируя свою переписку с К. Леонтьевым.

Пожалуй, Достоевский может быть справедливо назван христианским реформатором. Концепция эсхатологии Достоевского требует деятельности. Человек должен выйти из пассивного состояния, стать «деятелем» - «вера без дел мертва». Братство явится тогда , когда человек почувствует себя братом ближнему своему; и тогда создастся бытие, исполненное благодати. Ибо «рай в каждом из нас затаен… и захочу, завтра же настанет он для меня в самом деле и уже на всю мою жизнь». Христианство Достоевского - «белое, иоанново христианство», чему и является свидетельством последний роман писателя.

Другие сочинения по этому произведению


«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее"(Лев Шестов)? Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы") Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» раскрывает идейный смысл романа? Моя любимая книга — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Отзыв о прочитанных главах романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (главы «Мальчики») "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского "Братья Карамазовы" Исповедь Ивана в романе «Братья Карамазовы» Братья Карамазовы Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Многоплановость романа «Братья Карамазовы» Значение эпиграфа романа «Братья Карамазовы» Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы» Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» История семейства Карамазовых О романе «Братья Карамазовы» Смердяков — как лакей по самой душевной сути своей История семейства Карамазовых в романе Достоевского Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы» Обращение к теме поэтики романа Ф. М. Достоевского Я хочу рассказать вам о книге (по роману " Братья Карамазовы") Ф.М. Достоевский. "Братья Карамазовы". (1879-1880) Самые заветные надежды подростка обращены к Версилову Федор Павлович - характеристика литературного героя Образы героев в романе Достоевского «Братья Карамазовы» Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского Несколько слов о Братьях Карамазовых... Основная идея романа «Братья Карамазовы» О романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского Образ старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы» Роман "Братья Карамазовы" Образы и характеристика братьев Карамазовых в одноименном романе «Братья Карамазовы» О наружности Нежданова Мистическая основа морали в романе «Братья Карамазовы»