Братья Карамазовы
Фёдор Михайлович Достоевский
Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
39 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы»»
Сочинение
Сюжет романов Достоевского всегда многоплановый, чем определяется исключительное богатство их содержания. Пожалуй, самым «многоголосным» является последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» (1879 – 1880). Роман отличается сложным переплетением драматических событий, резким столкновением различных характеров, философскими спорами, отражающими напряженные поиски истины. В уста старца Зосимы писатель вкладывает свою веру в моральное оздоровление человечества на основах христианской религии. В то же время в романе дана беспощадно правдивая картина нравственного разложения дворянско-буржуазного общества, которое невозможно излечить никакими христианскими увещеваниями. С силой, которой не достигал ни один писатель, изображает Достоевский роковую власть денег, дикие страсти, безграничный эгоизм, падение человека до последней ступени душевной мерзости.
С именем отца семейства, Федора Павловича Карамазова – эгоиста и деспота, циника и развратника, – связывается понятие «карамазовщины» как характернейшего явления русской действительности. Принцип, которым руководствуется Федор Карамазов,- «гори хоть весь свет огнем, было бы мне хорошо». Этот же принцип по-разному претворяется в жизнь Дмитрием, Иваном Карамазовыми и побочным сыном Федора – лакеем Смердяковым. Он проявляется у Дмитрия Карамазова в неудержимо буйном характере, у Ивана в философском выводе: если невозможно установить в мире гармонию, то тогда «все дозволено»; у Смердякова в практическом осуществлении вывода Ивана: убийстве и ограблении отца. Автор противопоставляет «карамазовщине» христианскую кротость Алеши Карамазова, но этот герой, подобно Мышкину, лишен жизненной убедительности и выступает в романе не как действующее лицо, а как пассивный свидетель происходящих событий. Достоевским был задуман второй роман, в котором Алеша Карамазов должен стать главным действующим лицом. По замыслу автора страстные искания правды должны привести Алешу к «политическому преступлению»: Алеша приходит к революционерам, чтобы ради правды пожертвовать собой. Но исполнить этот замысел писатель не успел. 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года Ф. М. Достоевский скончался.
Вся жизнь Достоевского была наполнена страстными, мучительными поисками истины. Всю жизнь его раздирали противоречия: он метался между верой и безверием, сочувствием революции и отрицанием ее, между «живой жизнью», с ее порывами и страстями, и кротким, аскетическим смирением. Никто ярче Достоевского не изобразил ужасное состояние жертв общественной несправедливости. Он ненавидит страдания, горячо протестует против них – и провозглашает культ страдания, очищающего душу, проповедует покорность. Все его творчество наполнено любовью к людям, болью за поруганного и несчастного человека. Но зло и жестокость он считает неотъемлемым свойством человеческой природы. Положительный идеал Достоевского был смутен и не удовлетворял его самого. Но в одном писатель был непреклонен от начала до конца: в беспощадном отрицании жестокого мира, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей. Достоевский был прямой противоположностью таких людей: человеке обнаженным сердцем, болезненно откликающийся на всякую несправедливость, он считал, что художник – узел страданий и противоречий мира.
Достоевский ставил перед собой задачи, решить которые был не в силах. Но сама постановка этих задач, ее необыкновенная острота и художественная сила имели исключительно важное значение. Эту особенность творчества писателя высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, несмотря на принципиальные расхождения с Достоевским в политических взглядах. «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им,-писал Щедрин о Достоевском,-этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность всех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые, составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества».
Ф. М. Достоевский – создатель жанра социально-философского и психологического романа. Сложные философские и нравственные вопросы не только волнуют героев его произведений, но и непосредственно связаны с сюжетом, являются пружинами изображаемых событий. Достоевский – непревзойденный мастер увлекательного динамического повествования.
С именем отца семейства, Федора Павловича Карамазова – эгоиста и деспота, циника и развратника, – связывается понятие «карамазовщины» как характернейшего явления русской действительности. Принцип, которым руководствуется Федор Карамазов,- «гори хоть весь свет огнем, было бы мне хорошо». Этот же принцип по-разному претворяется в жизнь Дмитрием, Иваном Карамазовыми и побочным сыном Федора – лакеем Смердяковым. Он проявляется у Дмитрия Карамазова в неудержимо буйном характере, у Ивана в философском выводе: если невозможно установить в мире гармонию, то тогда «все дозволено»; у Смердякова в практическом осуществлении вывода Ивана: убийстве и ограблении отца. Автор противопоставляет «карамазовщине» христианскую кротость Алеши Карамазова, но этот герой, подобно Мышкину, лишен жизненной убедительности и выступает в романе не как действующее лицо, а как пассивный свидетель происходящих событий. Достоевским был задуман второй роман, в котором Алеша Карамазов должен стать главным действующим лицом. По замыслу автора страстные искания правды должны привести Алешу к «политическому преступлению»: Алеша приходит к революционерам, чтобы ради правды пожертвовать собой. Но исполнить этот замысел писатель не успел. 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года Ф. М. Достоевский скончался.
Вся жизнь Достоевского была наполнена страстными, мучительными поисками истины. Всю жизнь его раздирали противоречия: он метался между верой и безверием, сочувствием революции и отрицанием ее, между «живой жизнью», с ее порывами и страстями, и кротким, аскетическим смирением. Никто ярче Достоевского не изобразил ужасное состояние жертв общественной несправедливости. Он ненавидит страдания, горячо протестует против них – и провозглашает культ страдания, очищающего душу, проповедует покорность. Все его творчество наполнено любовью к людям, болью за поруганного и несчастного человека. Но зло и жестокость он считает неотъемлемым свойством человеческой природы. Положительный идеал Достоевского был смутен и не удовлетворял его самого. Но в одном писатель был непреклонен от начала до конца: в беспощадном отрицании жестокого мира, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей. Достоевский был прямой противоположностью таких людей: человеке обнаженным сердцем, болезненно откликающийся на всякую несправедливость, он считал, что художник – узел страданий и противоречий мира.
Достоевский ставил перед собой задачи, решить которые был не в силах. Но сама постановка этих задач, ее необыкновенная острота и художественная сила имели исключительно важное значение. Эту особенность творчества писателя высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, несмотря на принципиальные расхождения с Достоевским в политических взглядах. «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им,-писал Щедрин о Достоевском,-этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность всех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые, составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества».
Ф. М. Достоевский – создатель жанра социально-философского и психологического романа. Сложные философские и нравственные вопросы не только волнуют героев его произведений, но и непосредственно связаны с сюжетом, являются пружинами изображаемых событий. Достоевский – непревзойденный мастер увлекательного динамического повествования.
Другие сочинения по этому произведению
«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману