Лирика

Афанасий Афанасьевич Фет


Сочинения
11 сочинений

«Основные мотивы лирики А. А. Фета»

Сочинение

Мои любимые поэты — Пушкин и Лермонтов. Ими я восхищаюсь, их стихи будят во мне стремление познать мир и себя, увидеть свет там, где тьма, разобраться, где ложь, а где правда.

Не такие чувства вызывает во мне поэзия Фета. Я никогда раньше не вдумывалась в смысл его стихов: я читала их и учила, закрывала книгу и забывала о ней. А на днях я взяла в руки сборник лирики Фета. Я открыла его и попала в мир, невиданный до сей поры: мир ощущений, осязаний, мимолетных чувств и волнений. Я читала и думала, воображала и представляла. Я любила звезды вместе с Фетом, рисовала вместе с ним весну, восхищалась красотой его возлюбленной, не боялась смерти, жизнь любя.

Афанасий Афанасиевич Фет не такой поэт, как все. Вместе с Тютчевым он стоит словно вдалеке от других поэтов. Почему? Лирика Фета особенная, она завораживает, притягивает, дарит покой и тепло, заставляет думать и стремиться к красоте. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви.

Именно красота становится «главной героиней» его стихов. Незримо, но она присутствует в них:

Буду ждать успокоенья

Чистой красоты.

(«На двойном стекле узоры»)

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

(«Только встречу улыбку твою…»)

Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря.

Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета:

Шепот, робкое дыханье

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта:

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист…

Фет пишет обо всем: о ночи («Какая ночь…», «Майская ночь», «Тихая, звездная ночь…», «Теплым ветром потянуло…»), об осени («Осень», «Непогода-осень»), о весне («Весенние мысли», «Уж верба вся пушистая…», «Весна на дворе»), о звездах («Тихая, звездная ночь…», «Я долго стоял неподвижно…»).

Но, наверное, самый яркий и любимый образ, который он рисует, — это образ весны. Она гордо и смело проходит через многие стихи поэта. Именно ей, весне, посвящен Фетом цикл стихов «Весна». Как и для многих из нас, это время года для поэта — не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни.

С нетерпением ждет Фет прихода весны:

Я ждал — Невестою-царицей

Опять на землю ты сошла.

Когда читаешь стихи Фета о весне, невольно задаешься вопросом: как смог поэт открыть что-то новое в облике весны? В его творческих произведениях она живет, она дарит жизнь, манит, пленяет:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод…

Это все — весна!

Разнообразная, многолика, музыкальна, необычна, изящна, прекрасна, воздушна, многоголоса, вечна. Такая весна у Фета:

Весна! Весна! О, как она крепит,

Как жизненной нас учит верить силе!

Сколько страстной убежденности звучит в этих строках. Ликованием, всепобеждающим светом, радостью наполнены стихи Фета о весне. А вот стихи о звездах, напротив, манят своей тишиной и покоем, умиротворенностью и грустью.

Здесь нет ярких описаний, превознесения и восхваления, необычных эпитетов, выразительных метафор, есть тихое восхищение и бесконечная любовь: «Друг мой, я звезды люблю…»

А стихотворение «Я долго стоял неподвижно…»:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, —

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась…

И звезды люблю я с тех пор.

Казалось бы, ничего особенного, но с какой теплотой и нежностью говорит Фет о звездах. В его стихах не просто любовь к природе. В его стихах любовь к красоте природы, ее вечности.

Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Пролистайте все сборники Фета, вы вряд ли найдет стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Или

Сияла ночь. Луной был полно сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Вся любовь Фета к любимой женщине выражается образами природы. Любовь так же прекрасна, как и природа, в них обеих есть красота. Мне кажется, об этом хочет сказать автор.

Его любовная лирика передает те же мимолетные ощущения, что и стихи о природе. Только в ней ощущение страсти, красоты любви, ощущение ее мимолетности и, в то же время, — вечности.

Образ его возлюбленной так же прекрасен, как и весна. Лирический герой любит ее то страстно и с упоением, как это время года, то тихо и нежно, как звезды: «Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь». Или

Если ты любишь, как я, бесконечно,

Если живешь ты любовью и дышишь…

Чувства, ощущения — вот чем наполнены фетовские стихи о любви. Его возлюбленная милая и мягкая, невероятно притягательная, живая, естественная и обаятельная женщина. Фет не говорит о ее глазах, волосах, голосе, губах. Он описывает свои ощущения и свое видение возлюбленной-красавицы. И мы вместе с ним, его образами «рисуем» не конкретную женщину, а прекрасную незнакомку, которая каждому из нас явится в разном обличий.

Но нельзя думать, что лирика А. А. Фета замыкалась только любовными и природными мотивами. В его стихах звучат и античные мотивы («Диана», «Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил…») и христианские мотивы («Мадонна», «Ave Maria»). Как и любой другой поэт, Фет пишет и о вечном - жизни и смерти:

Но пред моим судом, покуда сердце бьется,

Мы силы равные, и торжествую я.

(«Смерти»)

Или

Но если жизнь — базар крикливый бога,

То только смерть — его бессмертный край.

(«Смерть»)

Фета одинаково не пугают ни жизнь, ни смерть. К смерти он испытывает холодное безразличие, а жизнь оправдывается лишь творческим «огнем», соизмеримым с «целым мирозданием».

Согласимся ли мы с ним? Может быть. В какой-то мере. Но все-таки, думается, что жизнь свою ценить нам нужно более, как дар небес, ниспосланный для нас.

Как ценим мы свою жизнь, так Фет ценил свое творчество и красоту во всем. Вся его жизнь — поиск красоты в природе, любви, даже в смерти. Нашел ли он ее? На этот вопрос ответит лишь тот, кто действительно понял поэзию Фета: услышал музыку его стихов, увидел полотна пейзажа, прочувствовал красоту его поэтических строк и сам научился находить красоту в окружающем его мире.

Другие сочинения по этому произведению


«И я слышу, как сердце цветёт…» Какова подача образа в этой строчке? (по стихотворению Фета «Я тебе ничего не скажу…») Анализ стихотверения Фета А. А. «Чудная картина» Анализ стихотворения А. Фета «После бури» Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…» Анализ стихотворения А. А. Фета «На заре ты ее не буди» Анализ стихотворения А. А. Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю» Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье» Особенности стихотворений А. А. Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ). Сопоставительный анализ стихотворений «Поэтам» и «Поэт и Гражданин»