«Анализ стихотворения А. Фета «После бури»»
Стихотворение
Стихотворение относится к природной лирике — одному из основных направлений творчества поэта.
Как и во всем творчестве Фета, природа очеловечена, стихотворение богато олицетворениями: зыбь морская «дышит»; «не опомнится от бури»; челн «спит»; лес «не шелохнется»; все «плачет и смеётся». Можно проследить, как меняется состояние природы. По мнению Фета, природа и внутренний мир человека едины. Отдыхающее от грозы побережье, словно человеческая душа, пережившая потрясение и восстанавливающая равновесие, ищущая успокоения. После бурь всегда наступает штиль, а душевные невзгоды обогащают человека многообразием чувств. Поэт, используя тропы, показывает эту метаморфозу.
От первой строфы к последней меняется характер эпитетов: «гроза седая», «челн убогой», «страшной силой», «забытые тревогой», «освеженный лес», «яркий», «нежный». Сравнение челна с больным подтверждает наличие в стихотворение философского подтекста. «Складки паруса» — это метафора, изображающая мятущуюся «от страшной мысли» душу. Они «обвисли», «забытые тревогой». Так и человек часто испытывает опустошение после переживаний. «Прибрежный лес» стоит «весь в росе», роса — это слезы облегчения, после которых и наступает «час спасенья».
Поэт применяет такой художественный прием, как инверсия,
Стихотворение богато звукописью, — излюбленным приемом поэта. В первой строфе еще слышны отголоски бури, применена аллитерация, повтор согласного:
Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури,
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.
Во второй-третьей строфе преобладают шипящие и свистящие согласные, это создаёт эффект тихого шелеста волн о берег, чуть слышимого шуршания листвы:
Складки паруса обвисли.
Освеженный лес прибрежный
Весь в росе, не шелохнется,
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеётся.
Стихотворение написано четырехстопным хореем. Очень важно, что рифмы — женские («седа-я — морска-я», «лазу-ри — бу-ри»). Это создает протяжность, некоторую музыкальность стихотворения. Это также придаёт каждой строфе интонационную незаконченность, в последнем слове ударение не падает на последний слог, нет завершающего интонационного удара. Читатель ждет продолжения, следующая строфа наплывает, все стихотворение образует тесное художественное единство. Это создает ощущение движения, свойственное стихии, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей, их души.
Концовка стихотворения включает два антонимичных по значению глагола: «плачет и смеется». Две различные эмоции сливаются воедино. Но в этом нет противоречия, наоборот,
Поэт еще раз убеждает читателя, что душа и природа едины. Они наполнены звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми нюансами. Поэтому возможно преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, в гармонии окружающего мира.
Другие сочинения по этому произведению
«И я слышу, как сердце цветёт…» Какова подача образа в этой строчке? (по стихотворению Фета «Я тебе ничего не скажу…») Анализ стихотверения