Леди Макбет Мценского уезда
Николай Семёнович Лесков
«Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.»
«Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда» два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини — обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина — «непорочная», Львовна — «звериное, дикое», Измайлова — от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством — она бросается в Волгу.
Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.
Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.
Другие сочинения по этому произведению
Всегда ли цель оправдывает средства? (по повести