Путешествия в некоторые отдаленные части света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга ,а потом капитана нескольких кораблей

Джонатан Свифт


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
30 сочинения

«Секрет двойственного значения книги о Гулливере»

Сочинение

Книга о Гулливере написана не для детей. Однако в дальнейшем она вошла в постоянный круг детского чтения, оставаясь одновременно книгой для "взрослых. Но там, где ребенок восхищенно смеется, где у него от неожиданности и любопытства разгораются глаза, взрослый погружается в горькие и гневные размышления.

Секрет такого двойственного впечатления и двойственного значения книги — в мастерском сочетании глубокого философского и социального содержания с увлекательной формой. Свифт — мастер неожиданного, он в этом отношении ученик волшебной сказки, но все неожиданное и невероятное сразу приобретают у него удивительную четкость и достоверность. В стране лилипутов низкая трава, похожая на зеленый бархат, карликовые деревья, напоминающие кустарник; в стране великанов трава напоминает лес, а дороги достигают непомерной ширины; в стране гуигнгнмов поражает множество лошадиных следов и то, что поля засеяны исключительно «лошадиными» злаками — овсом и ячменем. Так, самый пейзаж точно соответствует намеченному Свифтом необычному характеру населения. Бесконечно разнообразны приключения героя в этих странных мирах, но они всегда мотивированы, обусловлены своеобразием этих миров. Убедительны переходы из одного царства в другое. Так, Гулливер уплывает из страны карликов на лодке, которая кажется ему надежной и солидной. Только позднее, при встрече с обычным кораблем, он начинает понимать, на какой жалкой скорлупке он отважился выйти в море. Из царства великанов ящик, в которое жил Гулливер, уносит за кольцо орел. В драке с другим орлом он роняет его в море, и плавучий дом Гулливера долго носится по волнам Когда его берет на буксир обычный человеческий корабль, Гулливер просит капитана взять ящик в каюту, поставить на стол и выпустит! его из ящика. Подобное странное предложение вызывает у капитан; ярость. Но Гулливер долго еще живет представлениями покинутого мира. Тончайшее проникновение в психологию человека, живое пред вставление о том, как подействовали бы на него новые необычайны впечатления, — характерная черта Свифта.

Но и противоположный лагерь — мирок гуигнгнмов — не вызывает у читателя никаких радостных эмоций, хотя Гулливер восхищается четвероногими мудрецами, своими новыми хозяевами. Их скромная жизнь в домах, подозрительно похожих на стойла, питание овсом и ячменем, строгое ограничение деторождения, суровая дисциплина — все это отмечено печатью грустной иронии и не может быть рекомендовано как спасительный рецепт для человечества. Перед нами не утопия, пронизанная теплом и верой, а скорее новый литературный вид — зарождение антиутопии. В конце романа, когда Гулливер возвращается на родину, он не находит никакой радости в обществе английских йеху («управляемых самкой той же породы») и ищет утешения у своих лошадей, для которых создает идеальные условия. Вывод ясен — люди уже достигли того, что лошади стали лучше их. Но Свифт и сам не знает конкретных путей улучшения общества. Он перерос свой прежний идеал Бробдигнега с его добрым королем и - пышными колосьями; он не может принять всерьез скучную идиллию гуигнгнмов; где-то вдали возникают перед ним смутные видения Римской республики; но Свифту ясно одно: нельзя жить по обычаям и законам йеху.

От романа о Гулливере ведут бесчисленные нити к будущим достижениям и вершинам литературы. Сатирико-фантастический роман достиг под пером Свифта своего высочайшего развития, и ни один из многочисленных преемников не пошел в этом отношении дальше. Н Свифт окончательно утвердил жанр, за которым было огромное буду щее. Всевозможные фантастические «Истории», вроде «Истории Нью Йорка» Вашингтона Ирвинга и «Острова пингвинов» Анатоля Фран са, фантастические путешествия типа «Моби Дика» Г. Мелвила, аллегорические изображения современности, например, «Война с саламандрами» К. Чапека, находят свои истоки в «Путешествия Гулливера». Непосредственным преемником и продолжателем Свифт был Вольтер с его «Задигом» и «Кандидом». Жанр философской пове сти складывается под сильнейшим влиянием Свифта. Научно-фантастические повести Г. Уэллса и социальная фантастика С Батлера также восходят к нему. Давно отмечены элементы научной фантастики в картине летающего острова у Свифта. Ни один из английских сатириков будь он даже драматургом, не избежал его влияния.

Другие сочинения по этому произведению


Основные законы империи "Лилипутия" Старая Англия сквозь уменьшительное стекло (По роману Д. Свифта "Путешествие Гулливера") Сравнение образов Гулливера и Робинзона Чему меня научил Джонатан Свифт своим произведением "Приключения Гулливера" Гулливер - характеристика литературного героя «Путешествия Гулливера» как сатирическое и философское произведение Сюжет романа Свифта «Путешествия Гулливера» Художественный анализ Характеристика образа Гулливера Лемюэля Характеристика образа Йеху Характеристика образа Лилипутов Сопоставление концепции человека в романах «Приключения Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера» Роль фантастики в романе "Путешествие Гулливера" (2) Фольклорные истоки в романе Свифта «Путешествия Гулливера» Характеристика образов Академиков Лагадо Характеристика образов Великанов Лилипутия - это Англия сквозь уменьшительное стекло Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» «Путешествия Гулливера» Характеристика образов Волшебников Сатира и ее роль в романе Свифта «Путешествия Гулливера» Политические лабиринты в произведении Джонатана Свифта «Странствования Лемюеля Гулливера» Путешествие Гулливера как социальная и политическая сатира Пародия и сатира в романе «Путешествия Гулливера» Осмеяние невежества и самодурства в романе Д. Свифта "Путешествие Гулливера" Роль фантастики в романе "Путешествие Гулливера" (1) Характеристика образа Лапутян О чем узнали мы побывав в Лилипутии Сочинение по роману Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»