Анна Каренина

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 15 минут
Сочинения
59 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Жизненный путь Анны и Левина в романе «Анна Каренина»»

Сочинение



Создавая новый роман, Толстой уже знал, что семейное счастье не спасает от мучительных размышлений над философскими, социальными и нравственными вопросами бытия. Счастливая семейная жизнь Левина (история его объяснения с Кити, венчание, отношение ко всему дому Щербацких насквозь автобиографичны) не освобождает его от раздумий о смысле жизни, от тяжкого сознания вины перед народом, от поисков счастья, равного для всех людей.

В России «все переворотилось» - «все смешалось в доме Облонских». Смысл переломной эпохи, ее «неисчислимых бедствий» раскрывался в драматической истории крушения последней, казалось бы незыблемой крепости - «дома», семьи. История «потерявшей себя, но невиноватой» женщины, поставленная в центр романа, внутренне соотносилась со всей атмосферой пореформенной русской жизни. Аристократические семьи, у которых, казалось бы, есть все, что составляет благополучие, счастье, разрушаются в «Анне Карениной» одна за другой, словно необоримый и злой рок тяготеет над ними.

Водоворот новых отношений и связей разламывает основы, традиции семейного дворянского рода, казавшиеся крепкими еще так недавно. Больше всего страдают от болезней эпохи люди с чистым сердцем и большим умом - Анна и Левин. В отличие от других персонажей романа, они не мирятся с привычной общепринятой ложью и мучительно, каждый по-своему, ищут: Анна - правдивой любви, Левин - правдивой жизни.

Путь Анны и Левина различен. Искания Анны замкнуты в кругу личного счастья, счастья «для себя», а это, на взгляд Толстого, логически и жизненно порочный круг. Левин же ищет всеобщей правды и даже, как ему кажется, находит ее (в конце романа).

Мрачный общий фон «Анны Карениной», исполненный зловещих предчувствий, разрывается, когда в роман входит мир крестьянской жизни и труда. И тогда Левину, соприкасающемуся с этим миром, открывается небо - то самое небо, которое и в «Войне и мире» символизировало постижение истинного смысла бытия, преодоление эгоистических личных стремлений, разобщающих людей. Строй символических образов, свойственных всей художественной системе романа, становится светлым и жизнеутверждающим. Таинственные изменения облака, напоминающего перламутровую раковину, сопровождают и как будто поясняют смысл размышлений Левина о «прелестной» крестьянской жизни; «высокое, безоблачное небо» подтверждает ему справедливость слов, сказанных подавальщиком Федором; «знакомый треугольник звезд и проходящий в середине его Млечный Путь» утверждают его в мысли о том, что его жизнь не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который он властен вложить в нее.

Жизненные судьбы Анны и Левина сопутствуют друг другу в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра. На протяжении всего романа Левин приближается к истокам народного бытия, Анна же самым роковым образом шаг за шагом от них отходит. «Естественная и простая» в начале романа, она в первых главах говорит только по-русски; искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света так же явственно, как сама Анна в сцене на балу противостоит «цветной толпе» светских дам; тонкие, почти музыкальные описания русской природы в глубоком психологическом подтексте сопутствуют ей, как бы окутывая ее тем воздухом родины, в котором она только и может жить и дышать. Постепенно она утрачивает естественность и простоту: во втором томе появляются французские румяна и английская, французская речь; само заграничное путешествие с Вронским - попытка бежать от самой себя. Жизнь Анны как бы надламывается у самых корней и, естественно, увядает.

Роман пронизан раздумьями Толстого о судьбах России, о способах преодоления сложных противоречий эпохи. От своего положительного героя Толстой требует в 70-е годы не только заинтересованности . народной жизнью, духовного единения с народом (как это было в период создания «Войны и мира»), но и непосредственного труда вместе с крестьянами на земле.

Левин возмущается праздностью городской жизни, испытывает ненависть к длинным ногтям и огромным запонкам сослуживца Облонского Гриневича, так как эти ногти и запонки служат для него верным признаком нетрудового образа жизни. С явной иронией рассказывается в романе о бесполезной служебной деятельности Облонского и саркастически - о «государственной» службе Каренина, занятого бесплодными проектами устройства быта инородцев и орошения полей Зарайской губернии. Бюрократический аппарат царской России критикуется с гораздо большей резкостью, чем, например, деятельность Сперанского в «Войне и мире». Там Толстой обнаруживал неприложимость либеральных начинаний Сперанского к действительности, чуждость рассудочных построений течению живой жизни - здесь он показывает губительное, мертвящее воздействие бюрократических начинаний, бюрократического образа мыслей на все живое. Рассказ о косьбе Левина вместе с мужиками и «веселом общем труде» крестьян во время уборки сена воссоздает тот идеал, который Толстой хотел бы видеть осуществленным в жизни.

В «Анне Карениной» еще нет непримиримого конфликта барина и мужика, хотя герой Толстого уже приходит к несомненному выводу о «фатальной противоположности» интересов помещиков «самым справедливым интересам» крестьян. В процессе работы над романом непосредственно готовился тот перелом в мировоззрении Толстого, который произошел на рубеже 80-х годов.

«Признаки времени» явственно сказались не только в содержании, но и в художественной форме романа «Анна Каренина». Принципы толстовской диалектики души, заявленные в предшествующий период его творчества и блистательно примененные в «Войне и мире», остаются главной формой раскрытия человеческого характера и в «Анне Карениной». Но акцент в этой диалектике делается теперь не на связи эмоций и размышлений, а на борьбе противоположных мыслей и чувств. Одни и те же люди, неожиданно для себя, вдруг проявляют разные, часто противоположные стороны своего характера и душевного облика.

Другие сочинения по этому произведению


Мир Константина Левина (по роману «Анна Каренина») «Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина») Константин Левин и Лев Толстой: герой как выразитель взглядов автора (роман «Анна Каренина») Кризис семьи в романе "Анна Каренина" Личность и общество в романе "Анна Каренина" Отзыв о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н.Толстой. «Анна Каренина»). Трагедия Анны Карениной В чем трагедия Анны Карениной Критика о романе «Анна Каренина» Героиня романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Образ Алексея Александровича Каренина Содержание романа «Анна Каренина» «Анна Каренина» в различных видах искусства Каренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина» Критика романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе Толстого Образ и характеристика Левина в романе «Анна Каренина» Можно ли помыслить о внутренних законах «Анны Карениной» Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н. Толстой "Анна Каренина") Образ одного из героев романа «Анна Каренина» Константин Левин Князь Болконский и Левин Бессмертные образы (по роману Толстого «Анна Каренина») Характеристика образа Левина в романе «Анна Каренина» Основные идейные линии романа «Анна Каренина» Образ и характеристика главной героини романа «Анна Каренина» Трагедия между личностью и обществом в романе «Анна Каренина» «Проблемы семьи» и образ Анны Карениной Связь персонажа и его портрета: Константин Левин и Лев Толстой Смысл эпиграфа романа «Анна Каренина» Образ Левина в романе Толстого «Анна Каренина» Противоречивый образ Анны Карениной в одноименном романе Льва Толстого Два Алексея Жизненные искания Константина Левина(по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина») Идейное содержание романа «Анна Каренина» Центральный персонаж романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Образы, заключающие в себе сатирические черты Анна Каренина – героиня одноименного романа Льва Толстого Проблемы брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина» Жизненные искания Константина Левина Виновна ли Анна Каренина Мир Константина Левина Константин Левин и его раздумья о жизни Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого «Анна Каренина» Образ главной героини в романе Л. Толстого «Анна Каренина» Центральный персонаж романа Толстого «Анна Каренина» Константин Левин и Лев Толстой герой, как выразитель взглядов автора Искания Константина Левина Роман «Анна Каренина» Л.Н.Толстого Трагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина» Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Роман Тема семьи в одном из произведений русской литературы Размышления об образе Анны Карениной Роль сна в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Противоречивость образа Анны Каретной Раскрытие образа Константина Левина в романе «Анна Каренина» История написания романа «Анна Каренина»