«Замысел создания исторических романов «Дубровский» и «Капитанская дочка»»
Сочинение
Пушкин задумывался над тем, что может стать основой дальнейшего обновления России: революция, просвещение, сильная государственная власть? Не все удавалось решить поэту; многое было неясным. Но неизменно общее направление его мысли - будущее на стороне народа, прогресса, демократии.
Для понимания существа исторических воззрений Пушкина важно учесть его суждения об особенностях русского национального характера. Этот вопрос остро дебатировался в публицистике 30-х годов. Официальные идеологи важнейшими качествами русского народа считали его «смирение» (Шевырев) и «преданность монархии» (Погодин). О двух «главных страстях» народа «беспредельной любви к царскому дому и ненависти к иноземному владычеству» писал Н. Устрялов. Иными был» суждения Пушкина. Он не закрывал глаза на некоторые исторически сложившиеся отрицательные черты в характере русских людей (например, известную инертность), но отказывался считать покорность национальным свойством своего народа. «Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего» (6, 349). Эти особенности народного характера убедительно раскрыты в романе «Рославлев», посвященном патриотической борьбе за независимость страны в войне 1812 г., в «Дубровском» и «Капитанской дочке».
Созданию романа «Капитанская дочка» предшествовало тщательное изучение поэтом самых разных материалов, относящихся к пугачевскому восстанию. Пушкин как добросовестный исследователь посетил места, которые были охвачены крестьянской войной 1773-1775 гг., изучил большое количество архивных и фольклорных источников, беседовал с очевидцами, помнившими Пугачева. Словом, поэтом была проделана огромная работа, завершившаяся подготовкой к печати «Истории Пугачева». Работу удалось опубликовать в 1834 г., но с рядом цензурных изъятий. Изменено было по требованию Николая I и первоначальное название труда на «Историю Пугачевского бунта».
Публикация не удовлетворяла Пушкина, она убеждала поэта в том, что открытые политические оценки и суждения невозможны в рамках официальной дозволенности. В этих условиях оставалось одно - прибегнуть к иносказаниям, условному языку художественных образов. Ввиду своей многозначности они позволяли довести до сознания читателя то, что в прямом выражении вызывало протесты со стороны цензуры. В этом одна из причин, заставивших Пушкина переключить историческую тему в «регистр» художественного обрамления. Другая (не менее важная) состоит в том, что Пушкин как художник рассчитывал глубже воспроизвести логику реальной действительности, поскольку поэтическое обобщение может вбирать в себя закономерности, которые еще до конца не осознаны и нуждаются, так сказать, в наглядном, видимом освещении. Поэтому Пушкин решает продолжить задуманный еще в 1832-1833 гг. роман «Капитанская дочка» в надежде раскрыть или по крайней мере поставить вопросы, которые нельзя было осветить ни в историческом, ни в философском или публицистическом сочинениях.
«Капитанская дочка»- многопроблемное произведение. Важнейшими можно считать вопросы о социальных взаимоотношениях крепостных крестьян и дворянства, о моральных и психологических свойствах народа, о характере крестьянской войны, об исторических судьбах народа и государства.
В «Капитанской дочке» Пушкин развернул широкую картину русской жизни конца XVIII в., перенося на страницы романа такие детали, суммируя которые можно было и без «дозволения свыше» прийти к необходимым выводам. Впрочем, поэт не торопил читателя с выводами. Он приглашал его вдуматься в логику образного повествования, которая отражала также политические, исторические и нравственно-философские взгляды самого автора. Итак, какую же форму избирает Пушкин для освещения вопросов русской исторической жизни, волновавших не только поэта, но и всю передовую общественность 30-х годов?
В рецензии на «Юрия Милославского» Загоскина Пушкин писал о том, что «под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Это и осуществлено им в «Капитанской дочке».
Другие сочинения по этому произведению
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Владимир Дубровский и Маша Троекурова
Добро и зло в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка»)
Заканчиваем роман А. С. Пушкина «Дубровский»
Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский»
Идейно-художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Дубровский»
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский»)
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский»)
Моё впечатление о Дубровском.
Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина «Дубровский»?
Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина "Дубровский"
Образ Маши Троекуровой в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Образы дворян в повести Пушкина «Дубровский»
Отзыв на повесть А.С. Пушкина "Дубровский"
Почему А. С. Пушкин изобразил дворян Троекурова и Дубровского-старшего столь разными?
Почему Дубровский стал разбойником? (по повести Пушкина «Дубровский»)
Почему Дубровский стал разбойником? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский")
О романе Владимир Дубровский образ Троекуров
Сочинение по повести Пушкина «Дубровский»
Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский»
Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (2)
Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич
Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских
Роман Дубровский – художественный анализ
Отношения между Машей и Дубровским
Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский
Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Краткая характеристика произведения "Дубровский" Пушкина А.С.
Дубровский - разбойник или жертва
Характеристика Дубровского
Характеристика образа Троекуров Кирила Петрович
Романтичная История любви в повести Пушкина «Дубровский»
Как Троекуров решил отомстить Дубровскому
Благородство против подлости
Дубровский 1
Описание Владимира Дубровского в одноименной повести Пушкина
Троекуров 2
Образ поместного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского
Владимир Дубровский в кистеневской роще
Об изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский»
Образ Владимира Дубровского
Дубровский - характеристика литературного героя
Дубровский-старший и Троекуров
Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский»
Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С. Пушкина "Дубровский")
Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский»
Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и уезжает за границу
Дворянское сословие в повести «Дубровский»
Владимир Дубровский, образ Марьи Кириловны и Троекурова
Образ Маши Троекуровой
Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»
Как Дубровский стал Дефоржем
Крестьянство в повести «Дубровский»
В чем трагедия Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский»
Что есть подлость и честь
Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (1)
Владимир Дубровский — главный герой одноименной повести А. С. Пушкина
Романтическая история любви Владимира и Маши
Что послужило основой сюжета романа «Дубровский»
Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (2)
Человек как жертва общественных институтов (на примере повести «Дубровский»)
Бунт крестьян против несправедливости
За правое дело (роман А. С. Пушкина «Дубровский»)
Провиниальное двоянство в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
«Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья
«Дубровский» оригинальность и заимствование
Образы дворян
В.Дубровский - благородный разбойник
Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
Народ в повести
Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»
Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка»)
Троекуров 1
Храктеристика образа Маша, Марья Кириловна Троекурова
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Можно ли оправдать все поступки Владимира Дубровского? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») (План)
Протест против насилия (2)
Маша 1
Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (1)
Худолсественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Дубровский"
Русский бунт в повести «Дубровский»
Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского в одноименном романе Пушкина
Протест против насилия (1)
Маша 2
Подлость и честь в романе А.С.Пушкина "Дубровский"