Дубровский

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
94 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Владимир Дубровский в кистеневской роще»

Сочинение

Учащиеся работают над эпизодом «Владимир Дубровский в кистеневской роще». Перечитаем отрывок: Владимир «углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал... Владимир остановился, сел на холодный дерн... Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев... Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу...»

Дети понимают, что Владимир тоскует, скорбит об умершем отце и не обращает внимания на окружающее потому, что углубился в тяжкие раздумья о своей дальнейшей судьбе. Они находят те слова и выражения в повести, которые помогают им сделать такой вывод.

Теперь попросим школьников перечитать вслух те строки разбираемого отрывка, которые прямо говорят о том, что переживает Владимир: «Мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его...», «Сильно чувствовал он свое одиночество...», «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровымпредвещала ему новые несчастья. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки, в таком случае нищета ожидала его...»

Предлагаем пятиклассникам ответить, на вопрос, заметили ли они какую-нибудь связь между тем, и то переживает Владимир, и окружающей его природой. Дети улавливают лишь самое общее: «Природа грустная, осенняя, и Владимир грустный...», «Наступила осень, природа замирает, и у Владимира прошла радостная пора, наступило мрачное время».

Если ребята ощутят это созвучие, эту параллель, легко будет разъяснить им, как следует понимать строку: «Долго сидел он... взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни...»

К какому представлению мы должны подвести детей?

«Владимир подумал, что его жизнь теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки и теперь плывет, пока не прибьется к берегу» — так говорят учащиеся. Учитель может пояснить, что сравнение сорванных осенним ветром листьев, уносимых водой, с человеческой жизнью — аллегория, аллегорическое сравнение. Так продолжается и усложняется работа ПО уяснению роли пейзажа в литературном произведении.

Обращаемся далее к следующим эпизодам повести: приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян; пожар в господской усадьбе; исчезновение Дубровского. Первый из этих эпизодов — приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян. Предлагаем школьникам проследить по тексту, как нарастает гнев и возмущение крепостных, которые по непонятным для них причинам должны перейти к злому и жестокому помещику:

Когда Дубровский подошел к дому, он услышал необыкновенный шум и говор. Задыхаясь, бежит к нему навстречу Антон, чтобы рассказать о несчастье — приезде приказных во главе с исправником и Шабашкиным для исполнения решения суда. «Прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим...» — кричат дворовые, целуя руки Владимира.

Голос из толпы, назвавший новым хозяином, владельцем Кистеневки Дубровского, и грозный окрик исправника: «Кто там смел рот разинуть? Какой барин, какой Владимир Андреевич?..» — вызвали в толпе движение... в задних рядах поднялся ропот, стал усиливаться и в одну минуту превратился в ужаснейшие вопли... вся толпа двинулась.

Шабашкин и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь. «Ребята, вязать! — закричал тот же голос, и толпа стала напирать...»

Только строгий окрик Владимира остановил возмущенных крестьян и спас приказных от неминуемой расправы.

Над главой VI учащиеся работали дома. Теперь мы предложим им рассказать эпизод «Пожар в Кистеневке», а затем в процессе коллективной беседы осмыслить события, имеющие решающее значение для дальнейшей жизни Владимира Дубровского.

Дубровский поджег дом, а Архип явился причиной гибели приказных вместе с исправником. Но Архип в то же время не злодей. Он мстит за то зло, которое содеяно «чернильным племенем». Дети говорят, что Архип имеет добрую и отзывчивую душу. Рискуя собой, он лезет на загоревшуюся кровлю, чтобы спасти беспомощную кошку.

Углубленная работа над текстом романа помогает ребятам понять мотивы, побудившие Дубровского стать .разбойником. Они говорят: из-за Троекурова Владимир потерял етца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк; Дубровский замыслил отомстить своему врагу. Пусть пятиклассники вспомнят: в отличие от своих крепостных Дубровский понимал, что причина его несчастий не приказные («Не приказные виноваты!» — говорит он Архипу), а Троекуров.

Гнев и ненависть переполняют его, когда он покидает горящее имение; недаром Пушкин упоминает о «страшных мыслях», волновавших его героя накануне пожара. Это планы мщения. Позднее он расскажет о них Маше Троекуровой.

Другие сочинения по этому произведению


Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Владимир Дубровский и Маша Троекурова Добро и зло в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Заканчиваем роман А. С. Пушкина «Дубровский» Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Дубровский» История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») Моё впечатление о Дубровском. Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский» О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина «Дубровский»? Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина "Дубровский" Образ Маши Троекуровой в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести Пушкина «Дубровский» Отзыв на повесть А.С. Пушкина "Дубровский" Почему А. С. Пушкин изобразил дворян Троекурова и Дубровского-старшего столь разными? Почему Дубровский стал разбойником? (по повести Пушкина «Дубровский») Почему Дубровский стал разбойником? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") О романе Владимир Дубровский образ Троекуров Сочинение по повести Пушкина «Дубровский» Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (2) Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских Роман Дубровский – художественный анализ Отношения между Машей и Дубровским Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Краткая характеристика произведения "Дубровский" Пушкина А.С. Дубровский - разбойник или жертва Характеристика Дубровского Характеристика образа Троекуров Кирила Петрович Романтичная История любви в повести Пушкина «Дубровский» Как Троекуров решил отомстить Дубровскому Благородство против подлости Дубровский 1 Описание Владимира Дубровского в одноименной повести Пушкина Троекуров 2 Образ поместного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского Об изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского Дубровский - характеристика литературного героя Дубровский-старший и Троекуров Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский» Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский» Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и уезжает за границу Дворянское сословие в повести «Дубровский» Владимир Дубровский, образ Марьи Кириловны и Троекурова Образ Маши Троекуровой Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский» Как Дубровский стал Дефоржем Крестьянство в повести «Дубровский» В чем трагедия Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский» Что есть подлость и честь Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (1) Владимир Дубровский — главный герой одноименной повести А. С. Пушкина Романтическая история любви Владимира и Маши Что послужило основой сюжета романа «Дубровский» Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (2) Замысел создания исторических романов «Дубровский» и «Капитанская дочка» Человек как жертва общественных институтов (на примере повести «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости За правое дело (роман А. С. Пушкина «Дубровский») Провиниальное двоянство в повести А. С. Пушкина «Дубровский» «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья «Дубровский» оригинальность и заимствование Образы дворян В.Дубровский - благородный разбойник Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Народ в повести Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Троекуров 1 Храктеристика образа Маша, Марья Кириловна Троекурова Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Можно ли оправдать все поступки Владимира Дубровского? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») (План) Протест против насилия (2) Маша 1 Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (1) Худолсественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Дубровский" Русский бунт в повести «Дубровский» Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского в одноименном романе Пушкина Протест против насилия (1) Маша 2 Подлость и честь в романе А.С.Пушкина "Дубровский"