Дни Турбиных
Михаил Афанасьевич Булгаков
««Дни Турбиных» М. Булгакова — пьеса об интеллигенции и о революции.»
В 1934 году в связи с 500-м спектаклем «Дней Турбиных» друг М. Булгакова П. Попов писал: «"Дни Турбиных» — одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя". Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941 год. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти», «кремовые шторы». Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы.
Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья — военные. Большая квартира, где есть библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле и, подвыпив, нестройно поют российский гимн, хотя уже год как царя нет, а в Бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вымоют и накормят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранит на чем свет стоит и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению «кузена из Житомира» Лариосика и «приютят и согреют его». Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальности. Для 18-летнего Николки, жаждущего битв, старший брат является высшим авторитетом. Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в 30 лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офицеров.
Особенно близок Турбин к Рощину из романа
А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев садистами с болезненной склонностью к злодействам! Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается в дивизионе до конца. Николай, брат, верно понимает, что командир «смерти от позора ждет». И командир дождался ее — он погибает под пулями петлюровцев. Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, сильный, смелый, гордый, который пал жертвой обмана и предательства тех, за кого он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям. В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?.. Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби… Пусть мобилизуют. По крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, громкоголосый, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продолжает в литературе известный тип русского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он показан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о гибели белого движения, мысль важную, ведущую в пьесе. В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Тальберг. Он вначале пугается, врет о командировке в Берлин, потом о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трусливое бегство.
Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумываемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «дни» означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что их минует участь многих интеллигентов страшных ЗО-х, 40-х, 50-х годов непростого XX века.
Другие сочинения по этому произведению
«Дни Турбиных» пьеса об интеллигенции и революции "Дни Турбиных" М. Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» и «Бег») Булгаков о вечных ценностях Судьба турбиных Тема интеллигенции в революции («Дни Турбиных») Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Город и Дом — центральные образы романа. Дом Турбинных Гибель Турбина в одноименной пьесе Булгакова пьесе Тема интеллигенции в революции «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Дни Турбиных» Театр Булгакова. Дни Турбиных Трагическая тема революции в пьесе «Дни Турбиных» Пародия и памфлет в пьесе «Дни турбинных» Дружно живите. По роману «Белая гвардия» В образе Най Турса ярко выражено героическое начало «Дни Турбиных» (М. Булгаков) «Дни Турбиных» Булгакова: «Прекрасная пьеса, прекрасное исполнение» Ведущая тема произведения «Дни Турбинных» История создания и анализ драмы "Дни Турбиных" Судьба русской интеллигенции в пьесе «Дни Турбиных» Драматургия Булгакова Современники о пьесе Булгакова «дни Турбиных» Идея Дома в пьесе «Дни Турбиных» Основные образы Гибель Най Турса и спасение Николки Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных» Был такой писатель и Была у нас Россия — великая держава Трагедия героев в пьесе «Дни Турбиных»