Прощание с Матёрой
Григорий Ефимович Распутин
««По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)»
В «Прощании с Матерой» и «Пожаре» В. Распутин рисует критические ситуации, которые «обнажают» суть современного писателю человека. Можно сказать, что драматические обстоятельства, описанные в этих произведениях, позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живут его герои.
Особое внимание писатель всегда уделял образам мудрых старух, которые являются для него хранительницами устоев, культуры, жизни, души. В «Прощании с Матерой» это, прежде всего, Дарья Пинигина, которой Распутин восхищается, неизмеримо уважает. Мне кажется, что Дарья — во многом выразительница и мыслей самого Распутина.
Прослеживая вместе с автором судьбу этой старой женщины, вникая в ее заветные мысли, мы понимаем, что только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам всем угрожает бездуховность.
Симптомы этой болезни подметил В. Распутин в образах детей, потерявших связь с родной землей: в образе внука Дарьи, Андрея, в образе Петрухи и равнодушных «пожогщиков», уничтоживших лес, избы и кладбище на Матере.
Символическим смыслом наполняется сцена борьбы «чужих людей» с «царским лиственем», который не смогли взять ни топоры, ни огонь. Не поддалось разрушителям могучее и гордое дерево («Было бы это дерево…» — прозревает один из мужиков), которым, по преданию, «крепится остров к речному дну, одной о¬щей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера».
Матера, материк, земля, мать, Родина… Именно о судьбе Родины, в немалой степени зависящей от нравственных основ человека, с тревогой размышляет писатель.
«О-ох, нелюди мы, боле никто», — произносит свой приговор старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил.
В «Пожаре» Распутин размышляет о том, упорное невнимание к проблемам природы и к людям не могло не сказаться на духовном мире человека. В этой повести автор словно бы заглянул через двадцать лет в тот поселок, куда были переселены жители из многих затопленных, подобно Матере, деревень. Не только земли и леса пошли под воду. Разрушены были веками выработавшиеся законы человеческого общежития, которые давали людям опору в суровых жизненных испытаниях. В результате «то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство».
Главного героя повести — Ивана Петровича — больше всего волнует отсутствие у многих людей привычки к труду, их стремление жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без друзей, без привязанностей, желание «урвать» побольше для себя.
Не случайно избран В. Распутиным сюжетный прием пожара. Он высветил и неуютный, неопрятный вид строившегося не по-людски поселка, и хозяйственную неразбериху, и, главное, беспорядок в душах людей, в их отношениях.
Страшное по своим последствиям явление исследует В. Распутин, показывая «архаровцев» — людей без памяти, без совести, объединившихся не ради общего доброго дела, а ради пьянства. Они и на пожаре спасали в первую очередь не хлеб и продукты, а водку и цветастые тряпки.
Символическим смыслом наполнен эпизод, завершающий рассказ о тушении пожара: убит добрый и безотказный дед Миша Хампо, пытавшийся остановить воров, а вместе с ним и один из «архаровцев».
Пожар, как и всякая беда, издавна сплачивал людей, а на этот раз выявил глубочайшую пропасть, разъединявшую их. Но автор не остановился только на констатации этого явления. «И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?» — размышляет Иван Петрович.
Писатель возлагает свою надежду на таких людей, как его герой, — человек совестливый, трудолюбивый, неравнодушный, чувствующий кровную связь с людьми и родной землей. «Четыре подпорки у человек в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» — так формулируется в произведении нравственная позиция героя.
Пожар помог Ивану Петровичу вновь обрести себя, преодолеть «страшное разорение» в душе, понять, что, как бы ни было тяжело, нельзя уехать, бросить родную землю, отдать ее на разорение «архаровцам». «Никакая земля не бывает безродной», — утверждает писатель, такой ее может сделать только человек. Чтобы не случилось этого — «будем жить», властно повинуясь зову просыпающейся по весне земли, картина которой завершает произведение.
У повести В. Распутина открытый финал: неспокойно на душе героя, трудные дела предстоят ему. Но он вышел из испытаний более закаленным, а потому «легко, освобождение и ровно шагалось ему», «благодарно и торопливо» отзывалось на весенние звуки его сердце.
Таким образом, данные повести отчетливо показывают то, о чем «болит душа» Распутина, — нравственный облик современного ему человека. Писатель говорит об очень опасных тенденциях, которые он видит в окружающей его жизни: потерю людьми своих корней, осквернению души, забвению вековечных нравственных ценностей. Можно сказать, что в его повестях «звонит колокол» — по каждому из нас, по утерянной человеческой душе, жизнь без которой немыслима на этой планете.
Другие сочинения по этому произведению
Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести