Прощание с Матёрой
Григорий Ефимович Распутин
Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
40 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»»
Сочинение
«Прощание с Матерой» — реалистическое произведение, в основе сюжета — обычное для тех лет затопление острова с располагающейся на нем деревней, поскольку на реке строится плотина для электростанции. Но писатель использует в повести некоторые мифологические образы, которые расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину символа.
Первая же фраза повести задает тему «последней весны». «Последняя весна» — явное противоречие, если учесть, что в фольклорной символике весна — начало новой жизни. «Последней» эта весна становится для Матеры. Название острова и деревни также символично, так как слово этимологически связано со словом «мать», а словарь В.И.Даля указывает на значение «материк». У Распутина же Матера — остров, то есть «участок суши, со всех сторон окруженный водой». Вода — один из ключевых символов повести: она затопит деревню. В фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода становится символом смерти. По мысли автора, человек искажает основы бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библейскую тему всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в Библии праведники спасаются, то у Распутина как раз они-то (бабка Дарья, Бо-годул, Сима, Катерина и мальчик Колька — невинный ребенок) избирают гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире. Тема потопа подчеркивается и множественными описаниями затяжных, «всеохватывающих» дождей в начале повести. Воде противопоставляется ©2001-2005 Алл С о ч.Р У стихия огня, огня «пожирающего», также символа небесной кары: горят поджигаемые беспутным Петрухой дома. Перед всемирным потопом приходят знамения, случаются чудеса. Так, бабка Дарья разговаривает с Богом: «Я седни пришла в себя, а я вслух разговариваю. Навроде как кто со мной рядом был, спрашивал у меня, а я с им говорела». В другой раз она слышит голоса умерших предков.
Символичен и эпизод с кладбищем.
Свое богопротивное, кощунственное дело они называют «очисткой территории». Старухи изгоняют их, как изгоняют нечисть, называя нехристями. Вспомним пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как «без источников» пустыня И как алтарь без божества.
Пришлые люди, «по распоряжению санэпидстанции», покусились на сами основы человеческого бытия. Они не видят в мертвых живых, а вот бабка Дарья даже в избе своей видит живую душ)'. Перед неотвратимым сожжением дома она решает сто «прибрать». «Не обмыв, не обрядив во все лучшее покойника в гроб не кладут — так принято. А как можно отдать па смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?» По мысли Распутина,
в Дарье заключается нравственный идеал, в повести именно она выступает в роли хранительницы народных традиций.
Наиболее ярко мифологические образы проявляются в истории с «царским лиственем». Слово «лиственница» женского рода, но автору, очевидно, важно показать мужское начало этого символа Матеры: «...нет, это был он, «царский листвень» — так вечно, могуче и властно стоял он на бугре заметный почти отовсюду и зпае-мый всеми». Разумеется, этот образ связан с образом Мирового древа, соединяющего небо и землю. «Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Издревле к нему относились как к святыне и только в новое время стали забывать традицию праздничных подношений — так теряется связь с истоками. Гибель Матеры и смерть «Мирового древа» неразрывно связаны между собой.
Его рубят топорами, жгут, обливая бензином, — а оно стоит. Даже продуктом человеческой цивилизации — бензопилой — не удалось извести листвень. Старая береза — единственное дерево, которое листвень допустил расти рядом с собой, — несомненно, олицетворяет женское начало. Об этом говорит фраза: «...быть может, корни их под землей и сходились». Не справившись с лиственем, мужики от злости «уронили» березу, виновную лишь в том, что стояла рядом. Погублено женское начало, дающее жизнь. Листвень остался не сломлен, «но вокруг него было пусто».
Пустотой, небытием заканчиваются и дни Матеры — проявляется это в теме тумана, окутавшего деревню. И только слышно, как оплакивает свой остров Хозяин: «...в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой — то был прощальный голос Хозяина».
Таким образом, мы видим, что использование мифологических символов превращает смерть одной деревни в гибель всего Богом данного мира.
Первая же фраза повести задает тему «последней весны». «Последняя весна» — явное противоречие, если учесть, что в фольклорной символике весна — начало новой жизни. «Последней» эта весна становится для Матеры. Название острова и деревни также символично, так как слово этимологически связано со словом «мать», а словарь В.И.Даля указывает на значение «материк». У Распутина же Матера — остров, то есть «участок суши, со всех сторон окруженный водой». Вода — один из ключевых символов повести: она затопит деревню. В фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода становится символом смерти. По мысли автора, человек искажает основы бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библейскую тему всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в Библии праведники спасаются, то у Распутина как раз они-то (бабка Дарья, Бо-годул, Сима, Катерина и мальчик Колька — невинный ребенок) избирают гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире. Тема потопа подчеркивается и множественными описаниями затяжных, «всеохватывающих» дождей в начале повести. Воде противопоставляется ©2001-2005 Алл С о ч.Р У стихия огня, огня «пожирающего», также символа небесной кары: горят поджигаемые беспутным Петрухой дома. Перед всемирным потопом приходят знамения, случаются чудеса. Так, бабка Дарья разговаривает с Богом: «Я седни пришла в себя, а я вслух разговариваю. Навроде как кто со мной рядом был, спрашивал у меня, а я с им говорела». В другой раз она слышит голоса умерших предков.
Символичен и эпизод с кладбищем.
Свое богопротивное, кощунственное дело они называют «очисткой территории». Старухи изгоняют их, как изгоняют нечисть, называя нехристями. Вспомним пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как «без источников» пустыня И как алтарь без божества.
Пришлые люди, «по распоряжению санэпидстанции», покусились на сами основы человеческого бытия. Они не видят в мертвых живых, а вот бабка Дарья даже в избе своей видит живую душ)'. Перед неотвратимым сожжением дома она решает сто «прибрать». «Не обмыв, не обрядив во все лучшее покойника в гроб не кладут — так принято. А как можно отдать па смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?» По мысли Распутина,
в Дарье заключается нравственный идеал, в повести именно она выступает в роли хранительницы народных традиций.
Наиболее ярко мифологические образы проявляются в истории с «царским лиственем». Слово «лиственница» женского рода, но автору, очевидно, важно показать мужское начало этого символа Матеры: «...нет, это был он, «царский листвень» — так вечно, могуче и властно стоял он на бугре заметный почти отовсюду и зпае-мый всеми». Разумеется, этот образ связан с образом Мирового древа, соединяющего небо и землю. «Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Издревле к нему относились как к святыне и только в новое время стали забывать традицию праздничных подношений — так теряется связь с истоками. Гибель Матеры и смерть «Мирового древа» неразрывно связаны между собой.
Его рубят топорами, жгут, обливая бензином, — а оно стоит. Даже продуктом человеческой цивилизации — бензопилой — не удалось извести листвень. Старая береза — единственное дерево, которое листвень допустил расти рядом с собой, — несомненно, олицетворяет женское начало. Об этом говорит фраза: «...быть может, корни их под землей и сходились». Не справившись с лиственем, мужики от злости «уронили» березу, виновную лишь в том, что стояла рядом. Погублено женское начало, дающее жизнь. Листвень остался не сломлен, «но вокруг него было пусто».
Пустотой, небытием заканчиваются и дни Матеры — проявляется это в теме тумана, окутавшего деревню. И только слышно, как оплакивает свой остров Хозяин: «...в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой — то был прощальный голос Хозяина».
Таким образом, мы видим, что использование мифологических символов превращает смерть одной деревни в гибель всего Богом данного мира.
Другие сочинения по этому произведению
«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести