Стихотворения

Александр Александрович Блок


Сочинения
31 сочинение

«Лирический герой А. Блока»

Сочинение

Лирика Блока — уникальное явление в русской поэтической культуре. Её своеобразие заключается в том, что при всем тематическом и художественном различии стихотворений она сохраняет исключительную целостность. Стихотворения Блока объединены повторяемостью важнейших образов и сюжетов. Чем глубже читатель знакомится с лирикой поэта, тем яснее для него восприятие каждого стихотворения — символы наполняются значением не только в контексте конкретного стихотворения, но и в контексте других, «соседних» стихотворений. Сам поэт назвал объединение своей лирики «трилогией вочеловечения» и воспринимал ее как трехтомный «роман в стихах», а не просто как собрание своих наиболее значимых стихов.

Центральная тема лирики Блока — личность самого Александра Блока. Сюжет трилогии Блока не событийный, а лирический — связанный с движениями души, с изменениями личности. «Роман» разделен на три тома, каждый из которых соответствует определенному этапу пути, этапу вочеловечения. В течение каждого из трех этапов герой попадает в различные ситуации и эпизоды, обычно становящиеся темой цикла.

Итак, лирический герой показан нам в развитии. Центральный цикл первого тома блоковской трилогии — «Стихи о Прекрасной Даме». В них во многом отразился роман А. Блока с будущей женой Л. Д. Менделеевой, а также увлечение философскими идеями символистов и Владимира Соловьева. Блок до конца жизни считал эти стихи лучшими из всего написанного им.

Основной сюжет цикла — это сюжет ожидания. Образ героини многолик, она может встречаться с героем «на закате» или лишь показываться ему «каждый день издалека», быть одета в «сребристо-черный мех», «белое платье», «черное платье»… Перед нами мистический, неземной образ — автор называет героиню «святой», «ясной», «непостижимой», «Величавой Вечной Женой». Драматизм ситуации ожидания — в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. Герой поклоняется возлюбленной, не смея приблизиться к ней. Несмотря на то, что внешний сюжет отсутствует, в душе героя происходят постоянные перемены — надежды сменяются опасениями, страхами, нарастает ощущение несовместимости «земного» и «небесного».

«Весь горизонт в огне, и близко появленье.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменишь в конце привычные черты…».

Второй том, новый этап лирики определяется мотивами погружения в жизненные стихии. Героя обращается к реальной, непридуманной жизни, и теперь в его поле зрения — национальная и общественная жизнь страны. Общая картина жизни резко усложняется — это мир множества людей и событий, которые конфликтуют, борются друг с другом.

Образ героини любовной лирики становится более «земным» — теперь это прекрасная, шокирующая и очаровательная женщина, одновременно воплощение «небесного идеала» героя и порождение «страшного мира» реальности:

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Ключевой символ второго тома лирики — стихия. Этот символ включает в себя образы природы и народной жизни, «земные» стихии.

Комплекс представлений Блока о стихии был неразрывно связан с тем, что он называл «музыкой». Музыка, по мнению Блока, это первооснова всего творческого. Стихи этого цикла действительно музыкальны и мелодичны:

«Вьюга пела.

И кололи снежные иглы.

И душа леденела.

Ты меня настигла».

Третий том «романа в стихах» открывает цикл «Страшный мир». Мотив цикла — духовное омертвение городской цивилизации, ощущение безысходности человека, попавшего в нее.

«Под шум и звон однообразный,

Под городскую суету

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.

Я обрываю нить сознанья

И забываю, что' и как…

Кругом — снега, трамваи, зданья,

А впереди — огни и мрак»

Поэма «Соловьиный сад» создает ситуацию решающего распутья. Перед героем стоит выбор между повседневным трудом на скалистом берегу и завлекающим «садом» счастья и любви. Герой вначале поддается искушениям «соловьиного сада», но потом возвращается на скалистый берег. Так лирический герой расстается со «сладкой песнью» любви и обращается к новой ценности — к теме Родины (цикл «Родина»).

В цикле «Родина» важен мотив повтора — лирический герой уже прошел большой духовный путь, но образ Родины напоминает ему о прежних воплощениях его идеала. Для Блока вообще очень важна категория памяти, и неслучайно. Память для поэта — основа единства личности, прошедшей через весь свой путь. Важно, что Блок не перечеркивает пройденного, не отказывается от бывших ценностей — они сохраняются в нем, глубоко преобразованные, но еще живые.

Цикл «На поле Куликовом» занимает особое место в третьем томе трилогии. Блок обращает внимание на то, что в русской истории не однажды бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Куликовская битва — символическое событие русской истории, по мнению Блока, ему суждено возвращение.

Россия в этих стихотворениях наделена человеческими чертами:

«А ты все та же — лес да поле,

Да плат узорный до бровей»

Более того, вместо традиционного, привычного эпитета «Русь-матушка» поэт употребляет свой, глубоко личный: «О, Русь моя! Жена моя!». Русь — это еще одно воплощение прежнего идеала женственности.

Путь Блока в «трилогии вочеловечения» противоречив, многолик. В нем «земное» соединяется с «небесным», глубоко личное — с общественным и даже патриотическим, вечное — с историческим. Герой движется от эгоистических чувств к общественным, и от пассивных действий — к активным (вспомним абсолютную пассивность лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме» и его резкие, активные заявления в третьем томе лирики). Но герой не забывает своих прежних убеждений и идеалов, что сохраняет целостность «трилогии вочеловечения».

Другие сочинения по этому произведению


«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» В чём смысл включения стихотворения А. Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Любовная лирика А. А. Блока Образ времени в поэзии Блока и Есенина Образ Родины в творчестве А. Блока Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. А. Блока С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Своеобразие художественного мира Блока Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Тема любви в поэзии А. Блока Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка» Художественные особенности цикла А. Блока «На поле Куликовом»