Стихотворения

Александр Александрович Блок


Сочинения
31 сочинение

«Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского»

Сочинение

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе.

В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века — Блока, Есенина и Маяковского — тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.

Самое прямолинейное — положительное — отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт — это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить «правильные» истины:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

Именно поэтому Маяковский долгое время работал в «Окнах РОСТА», создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу:

Рабочий!

Глупость беспартийную выкинь!

Если хочешь жить с другими вразброд —

всех по очереди словит Деникин,

всех сожрет генеральский рот.

Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий.

В своей поэме «Двенадцать» Блок отразил собственное понимание и отношение к революции:

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль — двенадцать. Он состоит из малообразованных людей «из народа» — новых «хозяев» жизни. Автор объективно оценивает их — «на спину б надо бубновый туз».

«Голодный пес» в поэме — это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди — идет «с кровавым флагом», но сам Иисус Христос.

О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл — преображения, надежды поэта на светлое будущее.

В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата — «выигравшего класса», то Блок — позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события. С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя «лишним на этом празднике жизни», как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

Другие сочинения по этому произведению


«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане». Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» В чём смысл включения стихотворения А. Блока «На железной дороге» в цикл «Родина» Лирический герой А. Блока Любовная лирика А. А. Блока Образ времени в поэзии Блока и Есенина Образ Родины в творчестве А. Блока Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. А. Блока С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Своеобразие художественного мира Блока Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н. А. Некрасова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой. Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока Тема дома и бездомья в лирике А. Блока Тема любви в поэзии А. Блока Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина Тема России в стихотворении А. Блока «Новая Америка» Художественные особенности цикла А. Блока «На поле Куликовом»