Котлован
Андрей Платонович Платонов
«Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован»»
Повесть
Но на деле все оказалось не так просто. Дорога в светлое будущее не покрыта красной дорожкой, а омыта кровью крестьян, а по обочинам этой дороги мрачнеют гробовые кресты. Утрированно, с долей иронии и горькой усмешкой, показывает Платонов «строительство будущего», другими словами — рытье котлована, огромной братской могилы для социализма.
Многие герои повести потеряли в это время все. Так, Вощев, кроме работы и дома, потерял смысл жизни. Власть предлагает свой вариант смысла — достичь светлого будущего и верное средство его осуществления — коллективизацию. Но и это явление принимает извращенные, античеловечные формы, противоречащие здравому смыслу. Жалкий «Организационный двор» пытается дать народу правильное направление мыслей и действий. Те, кто «впадал в сомнение» или «плакал во время обобществления», подвергался аресту или отправлялся на перевоспитание. Бездарные крестьяне, бедняки, ленивые и бездеятельные, пытались проводить «обучение масс». Коллективизация поставила все с ног на голову: способные что-то делать потеряли скот, имущество, дома, а бездарные ленивцы получили власть. Общее благо было благом только для тех, кто до этого никаким благом не обладал. Для большинства же крестьян-середняков наступление всеобщего счастья не предвещало ничего хорошего. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества.
Пейзаж в повести соответствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял и земля была черна».
Конечно же были и люди, которые назывались «активистами». Они искренне верили в победу социализма и всеми силами пытались его строить. Наиболее фанатично преданными идее всеобщего блага были Сафронов и Чиклин, а также деревенский активист. Самое главное для них — директива сверху. Они редко задумывались над тем, что написано в этих указаниях: раз власть сказала, значит так оно и должно быть. Активисты напрочь лишены человеческих чувств. Для них нет разницы между человеком и какой-либо вещью: «Вместо людей активист записывал признаки существования: лапоть прошедшего века, оловянную серьгу от пастушьего уха, штанину из рядна и разное другое снаряжение трудящегося, но неимущего тела». Все по ведомости, все по директиве, все по указанию власти — таковы образы активистов.
Рытье фундамента и создание колхоза являются в повести Платонова философским воплощением, символом строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые усомнился в их существовании: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором бы истина стала радостью и движением?»
Другие сочинения по этому произведению
Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Основные образы повести