Котлован
Андрей Платонович Платонов
Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
73 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Сочинение по произведениям Платова «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован»»
Сочинение
Все необычно в мире писателя А. Платонова. Его голос звучит слегка приглушенно, печально. Кажется, что это тихий разговор о жизни писателя с читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем любые громкие слова. О многом заставляет задуматься платоновский герой, потому что он сам прежде всего человек думающий. «Я нечаянно встал, хожу один и думаю», — так совсем не по-детски жалуется мальчик-сирота в рассказе «Глиняный дом в уездном саду».
Другой, уже взрослый герой, тоже одинокий искатель всеобщего счастья, говорит о своем месте в мире: «Я здесь не существую… я только думаю здесь» (повесть «Котлован »). И Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», — тоже стихийный философ, которо-, му хочется «очутиться среди множества людей и заговорить о всем мире». Он путешествует по проселкам революции, стремясь понять что-то важное во времени и в себе, «не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями». Он действительно «сокровенный человек», потому что задумывается и философствует там, где другие действуют машинально. Курит он, например, «для ликвидации жажды», на работу идет, не успев погоревать о смерти жены, о своей бесприютности, потому что «все совершается по законам природы».
В «Чевенгуре» А. Платонов описывает фантастический город, где коммунизм уже якобы построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна. Люди там вообще ничего не делают, поскольку «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационноживотным сладострастием…». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигали дома. В этом романе А. Платонов предстал как достойный наследник великих этических учений, мечтаний о «восстановлении погибшего человечества» (Ф. Достоевский).Герои «Чевенгура» — странные, нелепые, часто ужасающие искренностью своей жестокости и привязанности к миражным целям — обозначили своей судьбой-предостережением ту опасную пропасть, которая нередко отделяет (и отдаляет) человечество от обетованной земли.
Еще более жестко обозначена эта пропасть в повести «Котлован». При чтении этой повести не отпускает какое-то трудно определяемое словом горестное и тяжкое ощущение.
«Где четыре времени года?» — кричит умирающая Настя. Их нет — ни лета, ни весны, только поздняя осень и зима. Хотя действие повести начинается в конце лета и кажется тепло и даже жарко, но почему-то при чтении как-то холодно и неуютно — словно откуда-то веет космическим холодом. Недаром герои «Котлована» постоянно пытаются отогреться и согревают друг друга, — но так и не смогли согреть своим дыханием девочку Настю. Может быть, потому, что в этом «чужом мире страшно одиноким чувствует себя человек». «Мы все живем на пустом свете», — утверждает бригадир Чиклин. «Неужели внутри всего света тоска?» — недоумевает Софронов.
Инженер Прушевский, размышляя о строящемся доме, для которого и роется котлован, тревожится о будущем: «Дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой ». Видимо, произошла — и происходит — утечка этой «излишней теплоты жизни», души.
Каждый, кто впервые открывает книги А. Платонова, должен отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по привычным очертаниям слов, но при этом разум за ним не поспевает. Какая-то сила заставляет задерживаться на каждом слове. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.
Другой, уже взрослый герой, тоже одинокий искатель всеобщего счастья, говорит о своем месте в мире: «Я здесь не существую… я только думаю здесь» (повесть «Котлован »). И Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», — тоже стихийный философ, которо-, му хочется «очутиться среди множества людей и заговорить о всем мире». Он путешествует по проселкам революции, стремясь понять что-то важное во времени и в себе, «не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями». Он действительно «сокровенный человек», потому что задумывается и философствует там, где другие действуют машинально. Курит он, например, «для ликвидации жажды», на работу идет, не успев погоревать о смерти жены, о своей бесприютности, потому что «все совершается по законам природы».
В «Чевенгуре» А. Платонов описывает фантастический город, где коммунизм уже якобы построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна. Люди там вообще ничего не делают, поскольку «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационноживотным сладострастием…». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигали дома. В этом романе А. Платонов предстал как достойный наследник великих этических учений, мечтаний о «восстановлении погибшего человечества» (Ф. Достоевский).Герои «Чевенгура» — странные, нелепые, часто ужасающие искренностью своей жестокости и привязанности к миражным целям — обозначили своей судьбой-предостережением ту опасную пропасть, которая нередко отделяет (и отдаляет) человечество от обетованной земли.
Еще более жестко обозначена эта пропасть в повести «Котлован». При чтении этой повести не отпускает какое-то трудно определяемое словом горестное и тяжкое ощущение.
«Где четыре времени года?» — кричит умирающая Настя. Их нет — ни лета, ни весны, только поздняя осень и зима. Хотя действие повести начинается в конце лета и кажется тепло и даже жарко, но почему-то при чтении как-то холодно и неуютно — словно откуда-то веет космическим холодом. Недаром герои «Котлована» постоянно пытаются отогреться и согревают друг друга, — но так и не смогли согреть своим дыханием девочку Настю. Может быть, потому, что в этом «чужом мире страшно одиноким чувствует себя человек». «Мы все живем на пустом свете», — утверждает бригадир Чиклин. «Неужели внутри всего света тоска?» — недоумевает Софронов.
Инженер Прушевский, размышляя о строящемся доме, для которого и роется котлован, тревожится о будущем: «Дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой ». Видимо, произошла — и происходит — утечка этой «излишней теплоты жизни», души.
Каждый, кто впервые открывает книги А. Платонова, должен отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по привычным очертаниям слов, но при этом разум за ним не поспевает. Какая-то сила заставляет задерживаться на каждом слове. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.
Другие сочинения по этому произведению
Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Основные образы повести