«Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка)»
Стихотворение
Герой описывает собственнное состояние в процессе рождения, создания стихов. Свои творения он называет чехардой «чудачеств, бедствий и замет». Эта чехарда рождается солнечным днем из калейдоскопа впечатлений. Герой даже не может обозначить причины, поводы, которые привели к возникновению образов, рифм, мыслей и чувств. В этом участвовало все окружающее, отразившееся в душе поэта:
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам…
Затем все впечатления зреют в душе и формируются во что-то внятное через какое-то время. Пастернак даже точно указывает его — зимой. Первыми слушателями его творений станут чердак и сырые углы дома:
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме…
В творческом «угаре» герой проведет долгое время. Он говорит о том, что этот «буран» «не месяц будет месть» и сотрет из памяти героя все «лишнее». Лирический герой полностью потеряет ориентацию в пространстве и времени, забудет обо всем. Но постепенно, когда стихи родятся и выйдут наружу, увидят свет, поэт начинает возвращаться к жизни:
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Примечательно, что возрождается к жизни герой именно в Рождество. Тем самым Пастернак сближает поэта с творцом, приближает его к Богу. Пробуждение к жизни происходит постепенно:
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Пастернак показывает, как его лирический герой возвращается к одной реальности из других жизней и из других реальностей. Поэт живет в нескольких мирах. Его талант, божественный дар позволяет ему курить с Байроном и пить с Эдгаром По, входить, как к другу, в Дарьял, даже в сам ад. Именно это позволяет лирическому герою думать, что он проживает полноценную, богатую, насыщенную жизнь. По крайней мере, эта жизнь интересней многих обыденных, обывательских жизней простых людей. И именно эта особенность дает герою право сказать:
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
Интересно, что лирический герой чувствует свою связь с «коллегами» — всеми поэтами, когда-либо творившими в этом мире. Неслучайно он перечисляет величайших поэтов разных стран и эпох: Байрона, Лермонтова, Эдгара По. И себя он ставит, несомненно, продолжением в этот ряд. Цепь растет, собирая звено за звеном, не обрываясь и продолжая традиции поэзии, искусства слова, творчества.
Данное стихотворение насыщено средствами художественной выразительности. Это, прежде всего, метафоры: «истолку С стеклом и солнцем пополам», «прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет», «буран концы, начала заметет», «денек прояснит», «к дыре, засыпанной крупой», «задекламирует чердак», «жизнь окунал», «Лермонтова дрожь»,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял вхож,
в цейхгауз и в арсенал…
Интересны и значимы в произведении сравнения: «галчонком глянет Рождество», «в Дарьял, как к другу, вхож», «жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал».
Кроме того, в стихотворении присутствуют просторечные и разговорные слова: «фортка», «невдомек», обращение «милые», «проторил», «к дыре».
Стихотворение делится на строфы — четверостишия с традиционной перекрестной рифмовкой (истолку — потолку, пополам — углам), мужской рифмой (Рождество — того, денек — невдомек).
Таким образом, данное стихотворение посвящено теме поэта и поэзии, теме творчества и его роли в жизни самого лирического героя, прежде всего. Произведение помогает заглянуть во внутренний мир поэта, понять, хотя бы приблизительно, что он чувствует, чем живет. Кроме того, Пастернак показывает, как рождаются стихи. Он приближает поэта к самому творцу, господу Богу.
Поэт показывает, что жизнь творческого человека иная, более богатая и насыщенная потому, что художник живет сразу в нескольких реальностях, чувствует за нескольких людей, проживает сразу несколько жизней.
На мой взгляд, Пастернак в данном произведении глубоко и, в то же время, очень образно и ярко, раскрыл тему творчества и сущности творческого человека, несмотря на то, что говорил очень субъективно, о себе, в первую очередь.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912) Анализ стихотворения