«Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака »
Пастернак — это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий — человек и трава — не случайно? Сказать наверняка, было так или нет, нельзя, но предположение кажется интересным. Во всяком случае, природа в описании Пастернака практически неотделима от человека — в ней все дышит, думает, любит и гневается, в общем, живет по понятным нам законам. Природа в творчестве поэта — не фон, но действующее лицо, персонаж вполне одухотворенный.
Да, очень интересна роль природы в творчестве Пастернака. Вот, например, в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…
Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Упоминание музыканта Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Он знал все тонкости музыкального искусства.
Также мне нравится и другое стихотворение поэта — «Марбург». В нем природа действительно представляет собой живого человека, который ведет с лирическим героем безмолвную беседу.
Стихотворение начинается с того, что герой делает предложение любимой, но получает отказ. Пристыженный, непомнящий себя, он выходит на улицу. И здесь его встречает мир, который, по мнению юноши, все знает:
… и улицы лоб
был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб
По липам. И все это были подобья.
Такого отношения к природе вы не найдете ни у одного поэта! Как ловко Пастернак очеловечивает окружающий мир, призывая его в свидетели своей жизни, делая его соучастником.
Природа в стихах поэта не является отражением внутренних состояний человека. Она, как мудрый старик, живет своей жизнью, лишь наблюдая за тем, как в постоянной суете копошатся люди. И Пастернак одушевляет не только птиц, деревья, грозы и булыжники, но и крыши, улицы городов. Все вокруг лирического героя дышит жизнью. И это как нельзя хорошо показывает стихотворение «Марбург».
Очень часто поэт для характеристики природы использует прием сравнения, но иногда он обращается и к классическому приему одушевления, как, например, в следующих строках:
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мною на лунном паркетном полу…
И тополь — король. Я играю с бессонницей.
И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью.
Природы становится для Пастернака высшим мерилом красоты, и если любимая женщина сравнивается с явлениями природы, то значит она — само совершенство. Так, в стихотворении «Никого не будет в доме…» наряд героини описывается следующим образом: «В чем-то впрямь из тех материй Из которых хлопья шьют». Или в другом, не менее известном «Любить иных тяжелый крест…», любимая сравнивается с весной: «Ты из семьи таких основ Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Но особенно замечателен образ женщины в стихотворении «Свидание». Он как бы переплетен с природой тончайшими нитями, и нет уже шва, нельзя разделить это целое гармоничное создание:
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска…
Мир природы в лирике Пастернака — высший мир. Он соединяется с вселенной, с Космосом, способствует рождению Поэзии, Любви, Добра, Гармонии.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912) Анализ стихотворения