«Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова »
Поэтическое наследие
Для Лермонтова, как и для многих других поэтов и писателей того времени, времени реакции, основной ценностью были свобода и воля. Неудивительно, что именно эта проблема встает и перед лирическим героем поэта.
Недовольство окружающей действительностью, лицемерие и безвольность высшего света делают героя лирики Лермонтова глубоко несчастным. В поисках душевной свободы он попадает на Кавказ. Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» лирический герой повествует о своей внутренней неприязни к «стране рабов, стране господ». Он ищет душевного спокойствия и равновесия, которое надеется найти только на Кавказе:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Герой разочарован в современном мире. Его мысли передает Печорин, персонаж романа «Герой нашего времени»: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эти мысли приводят лирического героя Лермонтова к скуке и равнодушию. А состояние апатии, хандры влечет за собой одиночество, от которого некуда скрыться. Оно полностью поглощает человека. Самому Лермонтову было знакомо это чувство.
В большой мере это проявляется в его стихотворении «И скучно, и грустно…» В нем лирический герой говорит о бессмысленности человеческих ценностей в современном ему мире. Он не хочет любить, ибо «на время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». В душе лирического героя «и радость, и муки, и все так ничтожно». Он не находит утешения даже в мечтах и желаниях, так как они, по его мнению, бессмысленны. Вся жизнь постепенно становится никчемной и глупой:
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг. —
Такая пустая и глупая шутка…
Неизбежная скука порождает неверие в любовь и дружбу. В лирике Лермонтова очень часто встречаются стихи о бессмысленности и жестокости любви и дружбы. В одном из известных лирических произведений поэта, которое называется «Тучи», говорится о жестокости мира, где ценность — «зависть темная», «злоба открытая», «или друзей клевета ядовитая». Лирический герой не может принять такую действительность.
Для Лермонтова любовь — это трагедия, душевная боль и вечное страдание. В стихотворении «Благодарность» поэт благодарит Бога за «томные мучения страстей», «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей». Но при этом заставляют задуматься последние строки стихотворения:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Именно в последних словах, на мой взгляд, проявляется истинное отношение лирического героя к жизни.
В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость. В стихотворении «Дума» Лермонтов обращается к современному для него поколению и приходит к следующему выводу:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтова всегда волновал вопрос, в чем же смысл существования поэта или писателя. Он всегда соглашался с Пушкиным в том, что художник, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». Но при этом поэт осознает, что правда всегда колит глаза. Именно поэтому в стихотворении «Пророк» он говорит:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Но, несмотря на всю жизненную несправедливость, истинный художник все же следует своему призванию.
Таким образом, тематика лирик Лермонтова традиционна. Он рассматривает проблемы любви и дружбы, смысла жизни, затрагивает общественно-политические вопросы, проблему назначения поэта и поэзии. Но решает все эти вопросы Лермонтов по-своему. Его лирика наполнена разочарованием, скепсисом, неверием, душевной болью, стремлением к недостижимому идеалу.
Другие сочинения по этому произведению
«Люблю я цепи синих гор» (по поэзии М. Ю. Лермонтова) «Пушкинские» традиции лирики