Стихотворения

Михаил Юрьевич Лермонтов


Сочинения
31 сочинение

«Анализ стихотворения «Три пальмы».»

Сочинение

Во всех своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов призывает людей к размышлению, но чаще всего автор выражает свои чувства одиночества и скрытой печали, своё тяготение к иному миру, миру фантазий и мечтаний. И в стихотворении «Три пальмы» поэт ставит перед читателями всеми волнуемый вопрос о смысле бытия.

В песчаных степях аравийской земли, средь раскаленного песка и знойного ветра, росли три пальмы. Их широкие зелёные листья хранили родник от знойных лучей и летучих песков. Оазис в пустыне всё вокруг оживляет своим видом. Однако не зря автор в первой строфе употребил эпитет «гордые пальмы». Они стали роптать, отвергая справедливость Создателя, и Господь в тот же час исполнил их желание, тем самым наказав и погубив их. К оазису подошёл богатый караван.

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

Казалось бы, наконец — то пальмы принесли пользу людям. Однако у караванщиков совершенно иной взгляд на жизнь, им важен лишь собственный комфорт. Не задумываясь, люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис, чтобы провести всего одну ночь у костра. Утром люди покинули оазис, оставив за собой только пепел пальм и ручей, которому суждено погибнуть от знойных лучей и летучих песков.

В стихотворении виновны обе стороны: пальмы и люди. Пальмы были слишком горды, они не понимали, что возможно, их главное предназначение — хранить источник жизни в песчаных степях. Создатель не может желать зла своим творениям, и именно Он даёт каждому своё предназначение. Однако гордые пальмы посмели усомниться в Его справедливости, они не довольствовались тем, что имеют. Своеволие порой приносит много бед. К сожалению, пальмам не было дано постигнуть этот смысл, как некоторым людям не дано понять ценность чужой жизни.

Многие люди жалуются на свою судьбу, проклиная всё и всех, но вскоре каждый рано или поздно приходит к одному: всё, что ни делается, всё к лучшему.

Образ караванщиков ассоциируется с образом людей, не умеющих ценить чужую жизнь. Будь то жизнь человека, животного, растения или хотя бы маленькой букашечки, любая жизнь бесценна, и каждый в этом мире имеет своё предназначение, которое, казалось бы, такое маловажное, но на самом деле оно может изменить многое.

Лермонтов пишет, что караванщики срубили единственные пальмы пустыни, а их дети сорвали с них зелень. Маленькие дети, по своей природе, не задумываются о поступках, совершенных ими, они просто «копируют» поведение взрослых. Ведь для них взрослые это умные дяденьки и тётеньки, которые всё на свете знают и всегда поступают правильно. И какой же пример родители-караванщики подают своим детям?! Чему они учат своих малышей? Эта проблема всегда была одной из самых актуальных проблем также, как и в нынешнее время. Такой поступок родителей-караванщиков говорит о том, что порой люди бывают неразумными, бесчувственными, эгоистичными и безнравственными.

В данном произведении из изобразительно — выразительных средств часто встречаются эпитеты, например: гордые пальмы, пылающей грудью, упругие корни и т. п. Такие красочные эпитеты автор использует для того, чтобы придать немного красочности и точности картине стихотворения.

В стихотворении хорошо выражен романтизм. Это ясно отражается в стремлении поэта к высшему, идеальному миру, а также тем, что автор упоминает о Боге. Лермонтов пытается показать насколько низок и безнравственен реальный мир.

Произведение имеет богатый интонационный рисунок. Присутствуют знаки препинания, паузы, восклицания, вопрошания, дефисы и многоточия. К примеру, в третьей строфе присутствует вопросительный знак, соединённый с многоточием:

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор…

Вероятно, во время этого знака вопрошания и многоточия, пальмы, договорив свои речи, впадают в небольшое раздумье, а затем, будто их озаряет мысль, они приходят к выводу:

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Размер стихотворения — двухсложный трёхстопный амфибрахий. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и собственные мысли он старался выразить в своей лирике. В стихотворении «Три пальмы» можно выявить три проблемы: проблема излишка гордости и своеволия, проблема безнравственности и проблема воспитания. Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.

Другие сочинения по этому произведению


«Люблю я цепи синих гор» (по поэзии М. Ю. Лермонтова) «Пушкинские» традиции лирики М. Ю. Лермонтова Анализ стихотворения «Дума». Анализ стихотворения «К***" («Я не унижусь пред тобою…») Анализ стихотворения «Молитва» Анализ стихотворения Валерик Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. «Парус» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (восприятие, истолкование, оценка) Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон». Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума» За что я люблю поэзию М. Ю. Лермонтова Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума» и «Бородино» Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Лермонтов в моей жизни Мое знакомство с Лермонтовым Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени». Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова Пророк Пушкина и Лермонтова Раздумья М. Ю. Лермонтова над судьбами своего поколения Романтизм на примере стихотворения «Ангел» М. Ю. Лермонтова Сопоставление стихотворений Некрасова и Лермонтова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина «Туча» и М. Ю. Лермонтова «Тучи» Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…». Истолкование и оценка. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор»)