Герой нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова»
В период расцвета русской литературы, названный впоследствии Золотым веком, читатель сформировался особенный — проницательный, ищущий отражения жизненного водоворота событий в произведениях тех писателей и поэтов, чье творчество он выделял или чьим произведениям отдавал своё читательское предпочтение. На первую ступень литературного пьедестала и проницательный читатель Золотого века, и современный читатель века стремительных скоростей, несомненно, ставил и ставит два великих имени:
Для раскрытия и верного понимания литературного образа существуют множество приемов в композиции и сюжете произведения. Читателю более известен композиционный приём сна («Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Евгений Онегин»
Наиболее захватывающие и яркие сюжетные ситуации погони представлены в романе
Погоня у Лермонтова в «Герое нашего времени» начинается со слов «Я как безумный выскочил на крыльцо…». Вообще, именно эпитетом безумная можно точно обозначить характер этой погони. Главный герой, Печорин, бежит за той, кого не хочет терять, однако только в момент перед погоней за своей возлюбленной Верой он это осознал и принял. Поводом для этого послужило откровенной письмо Веры, в котором она признается Печорину в вечной любви и говорит о том, что уехала в Пятигорск с мужем. Печорин сорвался сразу, как только прочел послание до конца. В момент погони герою не до проносящихся перед его взором картин, он не замечает красоту окружающей природы. Им владеет одна только мысль: догнать Веру. Печорин требует от себя только действия, поэтому в сцену погони не включены эпитеты, метафоры — сцена изобилует глаголами. Динамичность повествования передает желание героя удержать погибшее счастье. Порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня — все это искренне! Мы видим, что перед нами не холодный и расчётливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от нестерпимого уже одиночества человек. Все его эмоциональное и психическое состояние достигло пика своего выражения, и все его чувства слились в одну большую энергетическую волну, которая стихийно накрыла Печорина и оставила на некоторое время под собой. «Я молился, проклинал, плакал, смеялся…» — вся его эмоциональная палитра была затемнена, когда он понял, что у его коня не хватит сил доскакать до Пятигорска. А там Вера. А там надежда на прощение. Там другое, возможно, новое начало… Но все оказалось напрасным. Через день он все-таки уезжает из Ессентуков, но уже без той лихорадочности, с которой продолжалась его погоня. По дороге Печорин видит труп своего коня, но только вздыхает и отворачивается. Его одолевает жалость к самому себе и собственной неудаче. Печорин склонен анализировать свои даже самые безрассудные поступки: «Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию». Повествование в романе зиждется только на одном — на душевном состоянии героя. Все вокруг имеет его точную и хладнокровную оценку, но только не Вера. Чем больше он старается разобраться в своем к ней отношении, тем больше он путается. Печорин бросается за ней в погоню, потому что не хочет отдавать ее мужу, он точно знает, что больше никого не сможет полюбить так же чисто и сердечно, как Веру. Погоня в «Герое нашего времени» является ключевым моментом в понимании истинного характера Печорина. Ее дополняет глава «Фаталист», конечная в смысле композиции и в смысле законченности характера главного героя.
Обе эти погони — результат внезапного, неожиданного порыва героев. Для Дубровского это запоздалая весть о венчании Марьи, для Печорина — письмо Веры. Оба героя мчатся навстречу женщине, которая априори их уже отвергла. Однако в случае с Печориным читатель не знает наверняка, откажет ли она ему или ее сердце снова растает при виде возлюбленного. Но последняя ситуация заведомо невозможна, так как Печорин не способен вовремя нагнать Веру. Многие тонкие психологические линии характера героя поломались бы, если Лермонтов допустил такой ход событий.
Сюжет в обоих романах различен: у Пушкина роман разбойничий, а у Лермонтова психологический. Александр Сергеевич делает ставку больше на происходящие с героем и вокруг него события, стараясь избегать такой широкой оценки личности героя, к которой прибегает Михаил Юрьевич. Однако ситуации погони в этих романах композиционно являются одной и той же частью — кульминацией. В «Дубровском» эта погоня является перед читателем в самом конце романа, однако известно, что произведение автором не окочено. Поэтому можно предположить, что Владимир будет снова добиваться руки девушки, объявившись перед князем и вызвав его на дуэль. Для Печорина во время погони происходит торжество чувств над вечно холодным и рациональным разумом, своего рода кульминационный психологический момент. Но у «Героя», в отличие от «Дубровского», есть логичный конец. Читатель доподлинно узнает о кончине Печорина, но неизвестно, при каких обстоятельствах она произошла, так как Григорий Александрович, как и Дубровский, скрылся в неизвестном направлении и с неизвестной целью.
Другие сочинения по этому произведению
И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени "Мы сделались приятелями..." (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени",) «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману