«Особенности трактовки образа «героя времени» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»»
Сочинение
Проблема личности – центральная в творчестве Лермонтова. С середины 1830-х годов он мучительно ищет героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его поколения, «героя времени». Но насколько Григорий Александрович Печорин – центральный образ романа, многозначительно названного «Герой нашего времени», – соответствует тому, что понимается под этим определением? Сам автор в Предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю».
Действительно, в дальнейшей истории русской литературы утвердилось мнение, что «Печорин Лермонтова… – это Онегин нашего времени, герой нашего времени», – как уверенно заключил Белинский, а за ним и все последующие поколения критиков и читателей. И все же, даже признавая в этих героях сходный тип личности, следует сказать и о весьма существенных отличиях, связанных как с тем временем, которое каждый из них отражает, так и с особенностями авторской трактовки и отношением к своему герою.
Известно, что Лермонтов задумывал создать образ своего современника в противовес характеру Онегина. В Печорине нет того разочарования, что ведет к «тоскующей лени», наоборот, он мечется по свету в поисках истинной жизни, идеалов, но не находит их, что и приводит его к скепсису и полному отрицанию существующего миропорядка. Он жаждет деятельности, постоянно, неустанно стремится к ней, но то, чем он занят в жизни, оказывается мелочным, бессмысленным и бесполезным даже для него самого, поскольку не может развеять его скуку.
Но во всем этом виноват не столько сам герой, личность яркая и неординарная, выделяющаяся на общем фоне людей того времени, способная на подлинную свободу мысли и дела. Скорее, в соответствии с авторской позицией, вина лежит на том мире, обществе, в котором живет его герой.
Для Лермонтова в России 30-х годов ХIХ века явственно ощущается шекспировская ситуация: «век вывихнул сустав», «распалась связь времен». Не раз в своем творчестве писатель поднимает вопрос о том, что надлежит делать человеку в такой ситуации?
Именно такой вопрос автор ставит перед своим героем. Он очень напоминает гамлетовский вопрос: «Что благородней духом – покоряться / Пращам и стрелам яростной судьбы / иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством?» Со всей своей энергией Печорин стремится решить его, но ответа не находит.
Именно это дает основание, несмотря на все отличия Печорина от Онегина, говорить о том, что перед нами еще один «русский Гамлет», человеческий и социальный тип, обреченный быть «умной ненужностью», «лишним человеком».
Действительно, как и для всех героев, объединяемых понятием «лишний человек», для Печорина характерны эгоцентризм, индивидуализм, скептическое отношение к общественным и моральным ценностям в сочетании с рефлексией, беспощадной самооценкой. Ему также присуще стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели.
Но важно то, что Печорин, при всех его недостатках, воплощающих «болезнь века», остается для автора именно героем. Он явился реалистическим отражением того социально-психологического типа человека 30-х годов XIX в., который сохранил и пронес в себе неудовлетворенность существующей жизнью, всеобъемлющий скепсис и отрицание, так высоко ценимые Лермонтовым.
Безусловно, только на этой основе возможно было начать пересмотр старых мировоззренческих и философских систем, которые уже не отвечали запросам нового времени, и тем самым открыть путь в будущее. Именно с этой точки зрения Печорин может быть назван «героем времени» и стать, таким образом, естественным звеном в развитии русского общества.
Вместе с тем, Печорин разделил пороки и болезни своего века. Конечно, его жаль, ведь он, по его собственным словам, неся страдания другим, сам при этом не менее несчастлив. Но вина его от этого не меньше. Он анализирует себя, безжалостно выставляя на показ пороки, которые, по мнению автора, представляют не просто качество данной личности, а пороки всего поколения.
И все же трудно простить Печорину его «болезнь» – пренебрежение к чувствам других людей, демонизм и эгоцентризм, стремление сделать окружающих игрушкой в своих руках, что отразилось в истории с Максимом Максимычем, смерти Бэлы, в страданиях Мери, гибели Грушницкого и многом другом. Надо отметить, что в целом второстепенные образы в романе «Герой нашего времени» занимают особое место в его композиции и представляют собой группу персонажей (Максим Максимыч, Грушницкий, Вулич, Вера, Бэла, княжна Мери, Вернер и др.), из взаимоотношений, с которыми постепенно вырисовывается личность главного героя в различных ее гранях.
Уже первые упоминания о Печорине фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен». Это скажет Максим Максимыч, готовый объяснить странность и скуку французской модой.
Но и сам Печорин признается в бесконечных противоречиях: «Во мне … воображение беспокойное, сердце ненасытное»; «жизнь моя становится пустее день ото дня». Он ни на минуту не свободен от вопроса: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».
«Порвавшаяся связь времен» как бы проникает вовнутрь «героя времени» и приводит к характерной для него, как и для Гамлета, раздвоенности: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
Такова одна из основных черт Печорина. Она получила особое название – рефлексия, то есть самонаблюдение, осмысление человеком своих действий, чувств, ощущений. В эпоху 30-х гг. XIX в. рефлексия стала отличительной чертой «героя времени». Об этой характерной особенности людей своего поколения Лермонтов пишет и в стихотворении «Дума», замечая при этом, что скрупулезный самоанализ оставляет в душе «холод тайный».
В свое время Белинский писал, что через рефлексию проходили все хоть сколько-нибудь глубокие натуры, она стала одной из примет эпохи. Рассматривая характер Печорина, критик также отмечает: «В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет им разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения».
Состояние рефлексии ужасно, оно заставляет человека думать даже «…в такое время,/ когда не думает никто». И этот доскональный разбор убивает чувство. Например, Печорин узнает после дуэли об отъезде Веры, бросается в погоню, конь под ним падает, и он, в бессилии, рыдает. Он потерял, может, единственного близкого ему человека. Но через некоторое время Печорин находит уже, что такое проявление эмоций для него даже приятно, открывает в себе способность к новому для него чувству, начинает его разбирать и в результате приходит к выводу, что столь необычные для него слезы явились следствием пустого желудка и бессонной ночи.
Рефлексирующий герой полнее всего обнаруживает себя в исповеди, дневнике, поэтому центральное место в романе занимает «Журнал Печорина». Из него мы узнаем, что Печорину присуще и состояние покоя, простоты, ясности. Наедине с собой он способен ощутить «запах цветов, растущих в скромном палисаднике». «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах», – пишет он в дневнике. Печорин чувствует, что только в ясных и простых словах есть истина, и потому Грушницкий, говорящий «скоро и вычурно», ему несносен.
Вопреки аналитическому уму, душа Печорина готова ждать от людей прежде всего добра: случайно услышав о сговоре драгунского капитана с Грушницким, он «с трепетом» ждет ответа Грушницкого. Но осуществить свое «назначенье высокое», применись свои «силы необъятные» Печорин не может.
Лермонтов открывает трагическое расхождение между внутренним богатством, наполненностью личности и ее реальным существованием. Самоутверждение Печорина неизбежно оборачивается предельным индивидуализмом, приводит к трагической отъединенности от людей. А в результате – опустошенность души, уже не способной откликнуться живым чувством, даже в таком малом, что требовалось от него в последнюю встречу с Максимом Максимычем. И самому ему понятна бесцельность и гибельность новой и последней поездки в Персию. Казалось бы, круг жизни героя трагически замкнулся. Но роман завершается другим – повестью «Фаталист», которая открывает в Печорине новую и очень важную сторону.
Фаталист – это человек, верящий в предопределенность всех событий в жизни, в неотвратимость судьбы. Это слово и дало название заключительной части романа «Герой нашего времени» – философской повести, ставящей вопрос о свободе человеческой воли и действия.
В духе своего времени, подвергающего пересмотру коренные вопросы человеческого существования, Печорин пытается решить вопрос, предопределено ли высшей волей назначение человека или человек сам определяет законы жизни и следует им. Он ощущает в себе, в своем времени освобождение от слепой веры предков, принимает и отстаивает открывшуюся свободу воли человека, однако знает при этом, что его поколению нечего принести на смену «слепой вере» предыдущих эпох.
И все же проблема существования предопределения, поставленная Лермонтовым в этой повести, носит, главным образом, философский характер. Она составляет часть философской концепции писателя об отношении Востока и Запада, которая отразилась во всем его творчестве. Согласно этой концепции вера в предопределение свойственна человеку восточной культуры, а вера в собственные силы – человеку Запада.
По мере развития действия «Фаталиста» Печорин получает троекратное подтверждение существования предопределения, судьбы. Но вывод его звучит так: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда знаю, что меня ожидает».
Повесть как будто оставляет открытым вопрос о существовании предопределения. Но Печорин все-таки предпочитает действовать и собственными поступками поверять ход жизни. Фаталист повернулся своей противоположностью: если предопределение и существует, то это должно делать поведение человека еще активнее: быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос.
Таким образом, философская повесть «Фаталист» играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произведения, а демонстрацией Печорина в момент выхода из трагического состояния бездействия и обреченности. Здесь впервые герой, разоружающий пьяного казака, убившего Вулича и опасного для других, совершает не какое-то надуманное действие, призванное лишь развеять его скуку, а общеполезный поступок, притом не связанный ни с какими «пустыми страстями»: тема любви в «Фаталисте» выключена вовсе.
На первый план, таким образом, вынесена главная проблема - возможностей человеческого действия, взятая в самом общем плане. Именно это и позволяет закончить на мажорной ноте, казалось бы, «грустную думу» о поколении 30-х годов XIX в., как назвал роман «Герой нашего времени» Белинский. При этом критик отмечает, что дух «героя времени» «созрел для новых чувств и новых дум. Но он не находит разумного применения своим недюжинным силам, для него все старое разрушено, а нового еще нет».
Тем не менее, путь поисков уже указан, и в этом огромная заслуга Лермонтова не только перед русской литературой, продолжавшей размышлять над поставленными писателем проблемами – уже в иных социальных условиях, в другие эпохи, – но и перед русским обществом, прошедшем вплоть до наших дней долгий путь развития. И сегодня, решая вопрос о характере «героя нашего времени» мы неизбежно вспомним Лермонтова и героя его романа.
Другие сочинения по этому произведению
И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени
"Мы сделались приятелями..." (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени",)
«Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
"Во мне два человека..."(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина)
«Водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герои нашего времени» — социально-психологический роман
«Герой нашего времени» (Женские образы в романе)
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман
«Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический роман
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как философский роман
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: любимые страницы
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман.
И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей
«История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«История души человеческой"в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
«Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В.Г. Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
«Печорин и Грушницкий в сцене дуэли»
Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Анализ главы «Тамань» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Анализ фразы Печорина «Из двух друзей всегда один раб другого»
Анализ эпизода «Бал в ресторации» из главы «Княжна Мэри» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Бэла и Мери (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
В чем состоит трагизм судьбы Печорина
В чем сходства и различия Онегина и Печорина
В чем трагедия Печорина
В чем трагедия Печорина? (по роману «Герой нашего времени»)
Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени».
Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”
Герой нашего времени. Виртуальная встреча с Печориным.
Григорий Печорин — герой своего времени
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Друзья и враги Печорина
Духовное путешествие Печорина
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ “ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
Жанр романа "Герой нашего времени"
Женские образы в романе «Герой нашего времени»
Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Загадка характера Печорина
Значение письма Веры к Печорину
Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века
Индивидуализм Печорина как психологическая доминанта его характера и мировоззренческая концепция жизни.
Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Какие мотивы лирики М. Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.
Композиция романа «Герой нашего времени»
Композиция романа "Герой нашего времени" и ее роль в раскрытии личности Печорина
Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина
Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина
Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Круг интересов "водяного общества" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Кто такой Печорин?
Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени)
Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери.
Любовь в жизни Печорина
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени».
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ горянки в главе «Бэла» (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Образ Грушницкого.
Образ Максима Максимыча в «Герое нашего времени»
Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Образ Печорина
Образ Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»
Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Общность проблематики и средства ее художественного воплощения в романе «Герой нашего времени» и стихотворении «Дума»
Онегин и Печорин
Онегин и Печорин как типичные герои своего времени
Особенности композицииромана М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Особенности композиционного построения романа «Герой нашего времени»
Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».)
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Пейзаж в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени
Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Первый русский социально-психологический роман
Печорин — герой или антигерой?
ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Печорин — злой гений или жертва общества?
Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)
Печорин — тип «лишнего человека»
Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Печорин и Бэла
Печорин и Грушницкий
Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев.
Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Печорин и его двойники в романе (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Печорин и Онегин
Печорин как лишний человек
Печорин как представитель «лишних людей» (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печорин — герой нашего времени.
Печорин-герой нашего времени
Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Повесть «Княжна Мери» (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?)
Помогает или мешает жить Печорину самоанализ?
Портрет «Героя нашего времени» в романе М. Ю. Лермонтова
Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова "Герой на-шего времени".)
Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю. М. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова?
Почему несчастлив Печорин?
Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?
Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»?
Преступление и наказание Печорина
Приёмы психологической характеристики героев в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Природа в романе «Герой нашего времени»
Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Противоречивая натура Печорина
Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского
СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”.
Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа “Герой нашего времени”
Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (Передовые люди xix века)
Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Судьба Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". (Анализ эпизода из главы "Фаталист".)
Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова
Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»
Тема судьба поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист»)
Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.
Трагедия жизни Печорина и его поколения
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА
Трагедия Печорина — трагедия эпохи или трагедия личности
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени».
Философская проблематика романа
Чацкий, Онегин и Печорин.
Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
Честь в представлении Печорина и Грушницкого (по роману М. Ю. Лермонтова «герой нашего времени»)
Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?
Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени». Центральная проблема романа
Проблематика романа «Герой нашего времени»
История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
Главные нравственные проблемы романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)
Сочинение-рассуждение по роману
Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
Черты романтизма и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
Печорин и Грушницкий: быть или казаться
Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени»
Общая характеристика портрета Печорина (по роману «Герой нашего времени»)
НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
Любовь Печорина к Вере
Образ и характер Бэлы, Мери и Веры в романе
Роман «Герой нашего времени» тема «лишних людей»
Образ и характер Печорина
Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени".
Образ горянки в главе «Бэла»
Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
Сходство и различие Онегина и Печорина
Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе "Герой нашего времени"
Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
«Водяное общество» и Печорин в романе «Герой нашего времени»
Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Мое отношение к образу Печорина
Общая характеристика портрета Печорина
Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
По следам «Героя нашего времени» об истории создания романа
Печорин и Максим Максимыч
ЛЕРМОНТОВ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ (по лирике и “Герою нашего времени”)
Характеристика образа Мери, княжна
Выяснение читательских впечатлений учащихся о «Герое нашего времени»
Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает
Печорин — "лишний человек", "младший брат Онегина"
Обзор романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Пересказ повести Лермонтова «Герой Нашего Времени». Бэла
Размышления над романом «Герой нашего времени»
Новелла Бэла. "Герой нашего времени. "– художественный анализ
Сущность образа княжны Мери в романе «Герой нашего времени»
Печорин как тип лишнего человека
Идейно композиционная роль главы «Бэла» в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова \"Герой нашего времени\"
Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени»
Есть ли среди нас «герои нашего времени»
Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".)
Сюжет романа «Герой нашего времени»
Пейзаж в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
Образ Печерина
Художественные особенности романа «Герой нашего времени»
Отношения Печорина, Грушницким,Вернером
«Душа Печорина — не каменистая почва»
История жизни Печорина
Пари Печорина с Вуличем (Анализ главы повести «Фаталист»)
В чем сложность и противоречивость натуры Печорина
Центральная проблема романа
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Система образов в романе «Герой нашего времени»
Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина
Характеристика образа Печорин Григорий Александрович
Сюжет композиция и конфликт в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Почему автор называет Печорина "героем времени"?
Мятежный дух в лирике Лермонтова
Анализ романа "Герой нашего времени"
Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА
Тамань. Повесть
Психологическая насыщенность романа «Герой нашего времени»
Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
В чем состоит трагедия Печорина
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
ДВЕ ВСТРЕЧИ ПЕЧОРИНА С МАКСИМ МАКСИМЫЧЕМ
Характеристика образа Бэла
Характеристика образа Вера
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени»
Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
Главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Краткое изложение «Герой Нашего Времени». Повесть «Тамань»
Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Княжна Мери
Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Фаталист
Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени»
Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени»
Раскрытие характера Печорина через композицию романа
Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин
Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» не стареет
«Пленительные» образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»
Образ и характер Вернера
Образ и характер Максим Максимыча
Реалистическое или романтическое произведение «Герой нашего времени»
Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча
Раздумья о жизни и смерти в романе М Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени»
Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина
Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени»
Тайна истории души Григория Печорина
Кто такой Печорин в романе «Герой нашего времени»
В чем проявляются парадоксы личности Печорина
"ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ?" Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.
Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Сюжет и композиция романа....
ПЕЧОРИН - МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА
Сочинение Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени
Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» – роман психологический и философский
Что объединяет образы Онегина и Печорина
Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде
Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа
Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени»
Образ русского офицера в романах"Герой нашего времени" и "Капитанская дочка"
ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН - АВТОР И ГЕРОЙ.
Душа Печорина - не каменистая почва (В. Белинский)
Своеобразие реализма в романе "Герой нашего времени"
Философского размышления автора о судьбе человека в романе «Герой нашего времени»
Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Искусство создания характера персонажа (на примере романа М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
Раздвоенность сознания Печорина
Многоликий Печорин
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой своего времени» и образ природы в романе М. Ю. Лермонтова
Лирические мотивы в романе «Герой нашего времени»
Конкретизация образа Печорина в новелле «Максим Максимыч»
Характеристкика образа Грушницкий
Образ и характеристика Максим Максимыча
Художественное своеобразие романа
История изучения романа Лермонтова
Восприятие личности в романе «Герой нашего времени»
Печорин и Онегин люди нашего времени
Онегин и Печорин: передовые люди своего времени
Изображение главного героя в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Образы горцев и дворянское общество в романе Герой нашего времени
Образ и характер Грушницкого
Проблема судьбы в романе «Герой нашего времени»
Противостояние Печорина и Грушницкого в главе «Княжна Мери»
Пейзажные зарисовки в романе "Герой нашего времени"
Значение для русской литературы «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» 2
«Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
Принципы создания образа Максима Максимыча
Печорин — вечный герой нашего времени
«Максим Максимыч… и не подозревает как глубока и богата его натура как высок и благороден он…»
Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Кто же он настоящий герой книги «Герой нашего времени»
"Противоречивый образ Печорина". Душа Печорина - "некаменистая пустыня".
ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН
Дуэль Печорина с Грушницким
Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством. (В.П. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени»
Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Истории любви Григория Печорина. Анализ раздела «Княжна Мэри»
«Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо почувствовать его горе» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери»
Художественные достоинства романа «Герой нашего времени»
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа
Взаимосвязь персонажей: Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени»
Роль повествователя в романе «Герой Нашего Времени»
Рассказчик и Максим Максимыч
Виноват ли Печорин или виновата эпоха
Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Печорин - герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова
Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
Печорин — вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова)
Композиционное своеобразие романа "Герой нашего времени".
Жанр и композиция романа
«Герой нашего времени» роман о судьбе поколения
Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы
Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»
Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — грустная дума о нашем времени
По мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»
«Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
История Бэлы в контексте характера Печорина
Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века
Водяное общество в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времрни"
«Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова
Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой»
Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Социален ли роман «Герой нашего времени»
О трагичности судьбы незаурядных людей в романе «Герой нашего времени»
Портрет в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Автор и герой в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Как я понимаю трагедию Печорина
"Боренья с самим собой" героя нашего времени
В борьбе с самим собой. Образ Печорина
Княжна Мери. Повесть. Герой нашего времени
Максим Максимыч. Рассказ
«Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе
Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»
«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
Заметка о «Герое нашего времени»
«Журнал Печорина», как «роман в романе»
Роль образа Печорина в повести «Тамань»
Исторические прототипы героев в повести «Княжна Мери»
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Основное в характеристике образа Печорина
«Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы
Сюжет и композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
Литературная судьба романа «Герой нашего времени»
Искусство создания характера («Герой нашего времени»)
ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА?
Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
Первый русский социально - психологический роман
"Герой нашего времени". Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Краткая характеристика произведения "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
Онегин – отражение эпохи декабристов, Печорин – герой «жестокого века»
Суд, ведущий к возмездию (по роману «Герой нашего времени»)
Лирический взгляд на природу в романе «Герой нашего времени»
Образ Печорина — продолжение темы "лишние люди"в русской литературе
«Журнал», единственный «достойный собеседник» Печорина
Внутренний мир Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности
Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени»
Тесное сплетение романтики и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Характеристика образа Григория Печорина по роману «Герой нашего времени»
Пари Печорина с Вуличем
Художественный метод Лермонтова в «Герое нашего времени»
Характер сюжетов в отдельных частях «Героя нашего времени»
Тайна у Лермонтова, тайна Печорина
Страшный ли человек этот Печорин
Полемика вокруг романа Лермонтова «Герой нашего времени»
Романтическая утопия в романе «Герой нашего времени»
Отношение Лермонтова к образу Печорина
Взаимосвязь образа княжны Мери и Печорина
Анализ фрагмента главы «Княжна Мери»
Размышления об идеях Печорина
Как Печорин относится к проблеме судьбы?
Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова
Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Сравнительная характеристика Онегина и Печерина
Особенности композиции романа М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский)
О жанре романа «Герой нашего времени»
Каков он молодой человек разных эпох («Герой нашего времени»)
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода)
«Княжна Мери» главная повесть в романе «Герой нашего времени»
Образ и характер Бэлы, Мери и Веры
Пейзаж и его роль в романе
Чацкий, Онегин, Печорин
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА ПЕЧОРИНА. По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина.
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени»
"Герой нашего времени" - Социально - психологический роман
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Повесть «Фаталист» и духовные искания Печорина
О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Противостояние Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»
Портретные и пейзажные описания в романе «Герой нашего времени»
Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»
Многоцветный стиль «Героя нашего времени»
Образ «героя времени» в лирической стихии лермонтовской поэзии
Как «Княжна Мери» демонстрирует возвышение и падение героя Печорина
Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»
Природа в романе
Может ли Печорин быть способен на высокое чувство
Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна
Cравнительная характеристика Онегина и Печорина
В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Грушницкий как кривое зеркало Печорина в романе «Герой нашего времени»
Дочь гор Бэла, княжна Мери и Вера в романе «Герой нашего времени»
Второстепенные персонажи в романе «Герой нашего времени»
Сочинение: «Максим Максимыч»
Образ Максим Максимыча и его “двойники” в русской литературе
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман
Роман – художественный анализ
Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Может ли Максим Максимыч воскресить доброе начало в душе Печорина
Существовал ли исторический прототип образа Печорина
РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” В ОЦЕНКЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО
Печорин как представитель "лишних людей"
Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Трагедия личности в равнодушном обществе (по роману «Герой нашего времени»)
Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»
Образ главного героя в романе «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» лирический дневник и философская повест
Печорин портрет своего поколения
Герой нашего времени – художественный анализ
Григорий Печорин — герой произведения своего времени
Почему поколение Печорина обречено. На примере повести «Фаталист»