Герой нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
Михаил Юрьевич Лермонтов — один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 — 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы.
Через образ главного героя романа Григория Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века. С большой психологической точностью показывается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения.
Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной.
Первой в романе перед нами предстает черкешенка Бэла. Поддавшись своей прихоти, Печорин с помощью Азамата выкрал юную девушку из родительского дома. Поначалу Бэла отвергала Григория Александровича. Но вскоре сердце красавицы сдалось. Она полюбила Печорина всей своей неискушенной душой.
Некоторое время влюбленные были счастливы, но герою быстро наскучила Бэла. Он понял для себя, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
В конце повести Бэла мучительно погибает от руки Казбича, но я считаю, что ее скорая смерть была неминуема. Ведь юная черкешенка, чувствуя охлаждение своего возлюбленного, все равно умерла бы от тоски.
Не менее трагична судьба другой героини романа — княжны Мери, хотя повесть и не заканчивается ее смертью. Она, в отличие от Бэлы, принадлежит высшему свету. Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки.
Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждение тому — его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…» Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь неслучайно, видя в глазах княжны искренний ответ на его явную ложь, герою становится стыдно. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!"
Но герой — противоречивая натура, и он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней. А возможно и благодаря им. В итоге Печорин доводит княжну до нервной болезни.
В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.
Важно отметить, что идеал любви для Печорина — это полное властвование над женщиной: „…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь“. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести „Тамань“.
Но была в жизни Печорина женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя.
Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: » …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву… убедилась, что-то была надежда напрасная. Горько мне было!"
А что же Печорин? Он любит Веру как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым…».
Но опять же, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы». Отчего-то герой всегда пытается очернить себя в своих глазах, представить себя хуже, чем есть на самом деле.
Я думаю, что Лермонтов в своем романе представляет несколько видов любви: любовь столичную (княжна Мери), любовь «естественную», близкую к природе (Бэла), любовь жертвенную (Вера). Важно, что судьба женщин, столкнувшихся с Печориным, всегда трагична. Вера неизлечимо больна, Мери вряд ли теперь поверит в искренность чьих-то чувств, Бэла погибла. Но Печорин сам несчастлив в любви, он находится в бесконечном безумном поиске, разрушающем его. И в итоге он находит лишь одно: раннюю трагическую смерть…
Другие сочинения по этому произведению
И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей” (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени "Мы сделались приятелями..." (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени",) «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой» (В.Г.Белинский) (по роману