«Значение цвета в романе Федора Сологуба «Мелкий бес»»
Сочинение
Роман Федора Сологуба «Мелкий бес» вызывал неоднозначные отзывы публики. Во времена его создания это произведение вызвало множество истолкований. В послереволюционные годы в школах «Мелкий бес» изучался в отрыве от своего символического значения. Это произведение рассматривалось как развенчание мещанской психологии дореволюционного общества, царской России.
Но в данной работе я не буду останавливаться на сложной истории создания и прочтения романа. Мне хотелось бы рассмотреть один аспект — значение цвета для восприятия романа Сологуба «Мелкий бес».
Много разных цветов встречается в «Мелком бесе». На первый план можно поставить огненные оттенки, куда входят все разновидности красного. Это про-слеживается в пейзажных описаниях. Например, сад Вершиной. «Сад желтел и пестрел плодами да поздними цветами. Было тут много плодовых и простых деревьев да кустов: невысокие раскидистые яблони, круглолистые груши, липы, вишни с гладкими блестящими листьями, слива, жимолость. На бузиновых кустах краснели ягоды. Около забора густо цвела сибирская герань — мелкие бледно-розовые цветки с пурпуровыми жилками. Остропестро выставляло из-под кустов свои колючие пурпуровые головки».
Еще один из цветов, используемых Сологубом, — серый. И сразу возникает мно-жество ассоциаций с самым понятием «серый». Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, не способности к проявлению и реализации самих себя. В то же время серый цвет — это что-то нейтральное и неопределенное. Оно находится посередине между белым и черным. Белый, как правило, обозначает чистоту и непорочность. Черный же наоборот, скорбь, темные силы, страх и ужас. Но именно серость Сологуб относил к черту. Уже на уровне цвета в романе Сологуба соотносятся такие понятия как черный черт и черный человек. Именно этот оттенок становится проводником, связывающим такие далекие в обычной жизни и почти равные в произведении Сологуба слова как человек и черт. А посередине между ними ставится непонятное и неопределенное существо — Недотыкомка. Оно не только не имеет определенной конфигурации, но оставляет сомнение в ее существовании. Ведь ее видит только Передонов, главный герой романа. Вот такому существу также подбирается неопределенный цвет — серый: «Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределенных очертаний, — маленькая, серая, юркая Недотыкомка...Когда он протягивал руку, она быстро ускользала... через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая».
Сологуб использует в «Мелком бесе» еще один пограничный цвет, но уже с другим подтекстом. «Рутилов наклонился, оторвал шерстистый стебель белены, скомкал его вместе с листьями и грязно-белыми цветами». Грязно-белым цветок становится потому, что Рутилов с Передоновым шли по пыльной площади. Снова появляются «капли» серого цвета, потому что такую цветовую гамму имеет пыль. Но теперь на цветке она далека от серого и тем более от белого цвета. Эта серость словно проникает внутрь лепестка, но становится еще более мрачной. Так постепенно мы переходим еще к одному цвету — черному.
Сологуб сразу обозначает цену черному. Этот цвет медленно убивает надежды, потом волю, и человеку кажется, что он уже спустился в бездну без конца и края. Эта чернота появляется и в описании героев: «В саду за калиткой стояла Наталья Афанасьевна Вершина, маленькая, худенькая, темнокожая женщина, вся в черном, чернобровая, черноглазая. Она курила папироску в черешневом, темном мундштуке и улыбалась слегка». Вокруг этого образа словно создается ореол мистичности. Она словно возникла из какого-то другого мира, темного и мрачного. Ведь в ее пестрый сад заходил Передонов. Та сжигающая природа еще не догорела и не превратилась в пепел, пыль, золу. Однако и эти мрачные оттенки врываются в ярко горящий пейзаж. И снова посмотрим на сад Вершиной: «Вершина заманила Пере-,. донова к себе в сад... Вдвоем прошли в беседку, по мокрым дорожкам, покрытым палыми, истлевающими, темными листьями». Черный цвет «накапливает» свои силы, чтобы окрасить еще более общие понятия в свой тон: «Тоскливый ветер выл в трубе. Медленный дождь тихо, настойчиво стучал в окошки. За окнами было совсем черно».
И теперь уже черный проявляется не только как цвет природы, но и как живое существо — ворон. «Небо хмурилось, носились вороны и каркали. Над самою головою Передонова каркали они, точно дразнили и пророчили еще новые худшие не-приятности». Черные птицы становятся обитателями этого мира. Они как бы кон-центрируют в себе все опасности. Недаром говорят «накаркал», отмечая призыв беды.
Цвета, используемые Сологубом в его романе, явно говорят не о жизненности и реальности. Эти краски иного мира: дьявольского, потустороннего, неизвестного. В «Мелком бесе» идет как бы постепенное перекрашивание цветов, итогом которого становится черный. У нас получается следующая цепочка: горящие — серые — грязно-белые — темные и черные тона. Однако можно составить ту же цепочку, но только с иным подтекстом. Горящие краски все-таки сжигают как природные явления, так и души героев. А остается после подобного горения пепел — белый, пыль — серая, зола — черная. То есть все сгоревшее приобретает те оттенки, которые Сологуб обозначает как черные, мрачные и тяжелые.
Таким образом, цвета и оттенки, используемые писателем в «Мелком бесе», говорят о каком-то другом потустороннем мире и, возможно, в какой-то степени дьявольском.
Но в данной работе я не буду останавливаться на сложной истории создания и прочтения романа. Мне хотелось бы рассмотреть один аспект — значение цвета для восприятия романа Сологуба «Мелкий бес».
Много разных цветов встречается в «Мелком бесе». На первый план можно поставить огненные оттенки, куда входят все разновидности красного. Это про-слеживается в пейзажных описаниях. Например, сад Вершиной. «Сад желтел и пестрел плодами да поздними цветами. Было тут много плодовых и простых деревьев да кустов: невысокие раскидистые яблони, круглолистые груши, липы, вишни с гладкими блестящими листьями, слива, жимолость. На бузиновых кустах краснели ягоды. Около забора густо цвела сибирская герань — мелкие бледно-розовые цветки с пурпуровыми жилками. Остропестро выставляло из-под кустов свои колючие пурпуровые головки».
Еще один из цветов, используемых Сологубом, — серый. И сразу возникает мно-жество ассоциаций с самым понятием «серый». Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, не способности к проявлению и реализации самих себя. В то же время серый цвет — это что-то нейтральное и неопределенное. Оно находится посередине между белым и черным. Белый, как правило, обозначает чистоту и непорочность. Черный же наоборот, скорбь, темные силы, страх и ужас. Но именно серость Сологуб относил к черту. Уже на уровне цвета в романе Сологуба соотносятся такие понятия как черный черт и черный человек. Именно этот оттенок становится проводником, связывающим такие далекие в обычной жизни и почти равные в произведении Сологуба слова как человек и черт. А посередине между ними ставится непонятное и неопределенное существо — Недотыкомка. Оно не только не имеет определенной конфигурации, но оставляет сомнение в ее существовании. Ведь ее видит только Передонов, главный герой романа. Вот такому существу также подбирается неопределенный цвет — серый: «Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределенных очертаний, — маленькая, серая, юркая Недотыкомка...Когда он протягивал руку, она быстро ускользала... через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая».
Сологуб использует в «Мелком бесе» еще один пограничный цвет, но уже с другим подтекстом. «Рутилов наклонился, оторвал шерстистый стебель белены, скомкал его вместе с листьями и грязно-белыми цветами». Грязно-белым цветок становится потому, что Рутилов с Передоновым шли по пыльной площади. Снова появляются «капли» серого цвета, потому что такую цветовую гамму имеет пыль. Но теперь на цветке она далека от серого и тем более от белого цвета. Эта серость словно проникает внутрь лепестка, но становится еще более мрачной. Так постепенно мы переходим еще к одному цвету — черному.
Сологуб сразу обозначает цену черному. Этот цвет медленно убивает надежды, потом волю, и человеку кажется, что он уже спустился в бездну без конца и края. Эта чернота появляется и в описании героев: «В саду за калиткой стояла Наталья Афанасьевна Вершина, маленькая, худенькая, темнокожая женщина, вся в черном, чернобровая, черноглазая. Она курила папироску в черешневом, темном мундштуке и улыбалась слегка». Вокруг этого образа словно создается ореол мистичности. Она словно возникла из какого-то другого мира, темного и мрачного. Ведь в ее пестрый сад заходил Передонов. Та сжигающая природа еще не догорела и не превратилась в пепел, пыль, золу. Однако и эти мрачные оттенки врываются в ярко горящий пейзаж. И снова посмотрим на сад Вершиной: «Вершина заманила Пере-,. донова к себе в сад... Вдвоем прошли в беседку, по мокрым дорожкам, покрытым палыми, истлевающими, темными листьями». Черный цвет «накапливает» свои силы, чтобы окрасить еще более общие понятия в свой тон: «Тоскливый ветер выл в трубе. Медленный дождь тихо, настойчиво стучал в окошки. За окнами было совсем черно».
И теперь уже черный проявляется не только как цвет природы, но и как живое существо — ворон. «Небо хмурилось, носились вороны и каркали. Над самою головою Передонова каркали они, точно дразнили и пророчили еще новые худшие не-приятности». Черные птицы становятся обитателями этого мира. Они как бы кон-центрируют в себе все опасности. Недаром говорят «накаркал», отмечая призыв беды.
Цвета, используемые Сологубом в его романе, явно говорят не о жизненности и реальности. Эти краски иного мира: дьявольского, потустороннего, неизвестного. В «Мелком бесе» идет как бы постепенное перекрашивание цветов, итогом которого становится черный. У нас получается следующая цепочка: горящие — серые — грязно-белые — темные и черные тона. Однако можно составить ту же цепочку, но только с иным подтекстом. Горящие краски все-таки сжигают как природные явления, так и души героев. А остается после подобного горения пепел — белый, пыль — серая, зола — черная. То есть все сгоревшее приобретает те оттенки, которые Сологуб обозначает как черные, мрачные и тяжелые.
Таким образом, цвета и оттенки, используемые писателем в «Мелком бесе», говорят о каком-то другом потустороннем мире и, возможно, в какой-то степени дьявольском.
Другие сочинения по этому произведению
Образ Варвары в произведении Федора Сологуба «Мелкий бес» Передонов - характеристика литературного героя Недотыкомка — центральный символ в романе «Мелкий бес» Федора Сологуба