«Образ Варвары в произведении Федора Сологуба «Мелкий бес»»
Сочинение
На первых страницах произведения автор знакомит читателя с Варварой. Это не молодая уже женщина является дальней родственницей Передонова, что, однако, совершенно не мешает ей сожительствовать с ним. С самого начала мы видим, что Варвара уделяет большое внимание своей внешности и страстно желает выйти замуж за главного героя. Однако даже «набеленная» и «нарумяненная» на высоких каблуках она не производит на окружающих должного впечатления. Неряшливость в одежде, но более всего «брюзгливо-жадное выражение» на ее «морщинистом лице, хранившем следы былой красивости» производит отталкивающее впечатление.
Варвару можно назвать отражением самого Передонова. У них много общего. Оба безнравственны, невежественны, неряшливы. Если главный герой одержим идеей получить инспекторское место, то его подруга — выйти замуж. И тот и другой ради достижения цели готовы пойти на все, что угодно. Передонов оговаривает гимназиста, распускает сплетни про сестер Рутилова, с показным смирением ходит в церковь, с небывалым рвением следит за дисциплиной учеников. Варвара подделывает и крадет письма, постоянно обманывает своего сожителя, унижается. Через Варвару еще более полно раскрывается характер главного героя. Как правило, человек более естественно и свободно ведет себя дома, в кругу близких людей, поступая согласно своим привычкам и наклонностям. Именно во взаимоотношениях с Варварой более ярко проявляется натура Передонова — жестокость, черствость к зависимому от него существу, эгоизм и мания величия.
В какой-то мере Варвара сама нередко провоцирует главного героя на дурное обращение с собой. Этой женщине чужды такие понятия как самоуважение, гордость. В ней сочетаются внешняя красота и внутреннее уродство. Вся жизнь Варвары сконцентрирована вокруг Передонова. Она терпеливо сносит все его издевательства, прислуживает, угождает ему во всем. Дурное обращение своего сожителя воспринимается как само собой разумеющееся. Главное для этой женщины выйти за главного героя, ради этого она готова снести и его побои, и постоянные укоры, и даже плевки. Варвара нечистоплотна как внутренне, так и внешне. Можно вспомнить ее развлечения при переезде на новую квартиру. После обеда или чаепития она вместе с гостями выплескивает остатки напитков и еды на стену, чтобы досадить квартирной хозяйке. Естественно, в этом ее активно поддерживает и ее сожитель. Варвара также как и Передонов уверена в том, что ей все дозволено. Она считает себя наиболее подходящей кандидатурой на роль жены главного героя и в какой-то мере она права. Эта женщина прекрасно чувствует себя в атмосфере тягучего мещанского мирка. Ее времяпрепровождение ограничивается хлопотами на кухне, придирками к прислуге, сплетнями с подругами и безобразными застольями. Даже по отношению к подругам Варвара показывает себя не в самом лучшем свете. Она распускает грязные слухи скорее по привычке, нежели из каких-то корыстных побуждений. В ответ, соответственно, она получает такое же отношение. Можно вспомнить случай с крапивой, когда в отместку за сплетни одна из подруг посоветовала главной героине натираться свежей крапивой, чтобы набрать вес. Варвара не только приняла все за чистую монету, но внушила себе, что на самом деле поправ-ляется. Среди людей, с которыми общаются Варвара и Передонов, ее не жалуют.
Плохое отношение не меняется даже после того, как эта женщина достигает своей цели, то есть выходит замуж. Однако есть, существует и серьезное различие между главными героями. В отличие от Передонова, эта женщина испытывает лю-бовь по отношению к главному герою. Она искренна в своих чувствах. Именно поэтому она не замечает эгоизма, низости своего сожителя. Даже безобразный танец Передонова, который он исполняет в пьяном угаре, кажется ей прекрасным. Прав-да, любовь Варвары выражается в самоуничижении и унижении перед сожителем, но это, наверное, единственно искреннее чувство в отношениях между героями.
Варвара в отличие от Передонова добивается своей цели. Она как сетью опугы-вает свою жертву ложью, наговорами, пока та не сдается. После свадьбы эта жен-щина постепенно меняет свое поведение. Несмотря на то, что она еще побаивается своего мужа, это не мешает ей чувствовать себя более уверенно. Даже сам Пере-донов признает за ней это право. Варвара в отместку за прошлые издевательства начинает уже сама издеваться над своим мужем. Видя его болезненное состояние, его страх, она, тем не менее, специально говорит разными голосами, делает зага-дочный вид и дразнит Передонова. То есть во взаимоотношениях главных героев происходят определенные перемены, однако это не делает их жизнь достойнее и лучше.
Варвару можно назвать отражением самого Передонова. У них много общего. Оба безнравственны, невежественны, неряшливы. Если главный герой одержим идеей получить инспекторское место, то его подруга — выйти замуж. И тот и другой ради достижения цели готовы пойти на все, что угодно. Передонов оговаривает гимназиста, распускает сплетни про сестер Рутилова, с показным смирением ходит в церковь, с небывалым рвением следит за дисциплиной учеников. Варвара подделывает и крадет письма, постоянно обманывает своего сожителя, унижается. Через Варвару еще более полно раскрывается характер главного героя. Как правило, человек более естественно и свободно ведет себя дома, в кругу близких людей, поступая согласно своим привычкам и наклонностям. Именно во взаимоотношениях с Варварой более ярко проявляется натура Передонова — жестокость, черствость к зависимому от него существу, эгоизм и мания величия.
В какой-то мере Варвара сама нередко провоцирует главного героя на дурное обращение с собой. Этой женщине чужды такие понятия как самоуважение, гордость. В ней сочетаются внешняя красота и внутреннее уродство. Вся жизнь Варвары сконцентрирована вокруг Передонова. Она терпеливо сносит все его издевательства, прислуживает, угождает ему во всем. Дурное обращение своего сожителя воспринимается как само собой разумеющееся. Главное для этой женщины выйти за главного героя, ради этого она готова снести и его побои, и постоянные укоры, и даже плевки. Варвара нечистоплотна как внутренне, так и внешне. Можно вспомнить ее развлечения при переезде на новую квартиру. После обеда или чаепития она вместе с гостями выплескивает остатки напитков и еды на стену, чтобы досадить квартирной хозяйке. Естественно, в этом ее активно поддерживает и ее сожитель. Варвара также как и Передонов уверена в том, что ей все дозволено. Она считает себя наиболее подходящей кандидатурой на роль жены главного героя и в какой-то мере она права. Эта женщина прекрасно чувствует себя в атмосфере тягучего мещанского мирка. Ее времяпрепровождение ограничивается хлопотами на кухне, придирками к прислуге, сплетнями с подругами и безобразными застольями. Даже по отношению к подругам Варвара показывает себя не в самом лучшем свете. Она распускает грязные слухи скорее по привычке, нежели из каких-то корыстных побуждений. В ответ, соответственно, она получает такое же отношение. Можно вспомнить случай с крапивой, когда в отместку за сплетни одна из подруг посоветовала главной героине натираться свежей крапивой, чтобы набрать вес. Варвара не только приняла все за чистую монету, но внушила себе, что на самом деле поправ-ляется. Среди людей, с которыми общаются Варвара и Передонов, ее не жалуют.
Плохое отношение не меняется даже после того, как эта женщина достигает своей цели, то есть выходит замуж. Однако есть, существует и серьезное различие между главными героями. В отличие от Передонова, эта женщина испытывает лю-бовь по отношению к главному герою. Она искренна в своих чувствах. Именно поэтому она не замечает эгоизма, низости своего сожителя. Даже безобразный танец Передонова, который он исполняет в пьяном угаре, кажется ей прекрасным. Прав-да, любовь Варвары выражается в самоуничижении и унижении перед сожителем, но это, наверное, единственно искреннее чувство в отношениях между героями.
Варвара в отличие от Передонова добивается своей цели. Она как сетью опугы-вает свою жертву ложью, наговорами, пока та не сдается. После свадьбы эта жен-щина постепенно меняет свое поведение. Несмотря на то, что она еще побаивается своего мужа, это не мешает ей чувствовать себя более уверенно. Даже сам Пере-донов признает за ней это право. Варвара в отместку за прошлые издевательства начинает уже сама издеваться над своим мужем. Видя его болезненное состояние, его страх, она, тем не менее, специально говорит разными голосами, делает зага-дочный вид и дразнит Передонова. То есть во взаимоотношениях главных героев происходят определенные перемены, однако это не делает их жизнь достойнее и лучше.
Другие сочинения по этому произведению
Передонов - характеристика литературного героя Недотыкомка — центральный символ в романе «Мелкий бес» Федора Сологуба Значение цвета в романе Федора Сологуба «Мелкий бес»