«Недотыкомка — центральный символ в романе «Мелкий бес» Федора Сологуба»
Сочинение
Федор Сологуб был одной из наиболее загадочных фигур начала XX века. Созданию такого образа немало способствовало и литературное направление, царившее в то время — символизм. Роман Сологуба «Мелкий бес» был создан под влиянием символистичного окружения, а следовательно, и символов в нем предостаточно. При этом каждый символ может иметь бесконечное множество значений.
Роман «Мелкий бес», если попытаться рассмотреть его исключительно с реалистических позиций, представляет собой описание жизни школьного учителя. Этот учитель — Ардалион Борисович Передонов — человек косный, тупой и жестокий — сходит с ума к последним страницам романа. Но это если сильно упростить. На самом деле этот образ, как и все произведение, значительно сложнее. И один из самых сложных и противоречивых образов-символов на страницах «Мелкого беса» — это образ Недотыкомки. Образ Недотыкомки вызывал недоумение, удивление и споры многих исследователей творчества Сологуба. Производились всевозможные предположения. Недотыкомка представлялась порождением воспаленного сознания Передонова, символом ужасного, страшного и неуютного мира, олицетворением злой души Передонова... «Такая многозначность символического образа Недотыкомки — символ передоновщины, символ горького и скользкого начала, символ абсурда, символ хаотической природы мира — соответствует природе «истинного» символа, но какой смысл вкладывает сам автор в этот символ — на этот вопрос еще предстоит ответить», — пишет Е. Макаренко.
Недотыкомка — странное, непонятное и неопределенное существо, не имеющее определенной конфигурации и консистенции, оставляющая сомнение в самом своем существовании. Ведь ее видит только Передонов: «Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределенных очертаний, — маленькая, серая, юркая Недотыкомка... Когда он протягивал руку, она быстро ускользала... через минуту появля-лась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая».
Мрачная, темная, демоническая атмосфера, созданная Сологубом на страни-цах его романа, все более проникает в душу Передонова и воплощается в образе Недотыкомки. «И вот живет она, ему на страх и погибель, волшебная, многовидная, — следит за ним, обманывает и смеется... измаяла, истомила его зыбкою своею пляскою».
Как мы уже говорили, существуют различные интерпретации образа Недоты-комки. И так как он по природе своей символичен, он бесконечен, неисчерпаем. «Недотыкомка не столько свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хао-тической природе вещного мира. Она символ этого хаоса как таковой принадлежит миру, а не Передонову», — пишет Л. В. Евдокимова. Е. Макаренко так же собрала различные высказывания об образе: «Впоследствии исследователи, как правило, расширяли эту характеристику различными определениями: Недотыкомка — это символ косности, жестокости, жадности, агрессии, символ неуловимого гадкого и скользкого начала. Есть о более короткие, но не менее емкие определения: Недотыкомка — это суть, символ передоновщины, символ абсурда».
Эта серая, безликая и юркая Недотыкомка появляется только перед Передоновым, больше никто ее не видит. Не является ли она плодом воображения героя? Можно ответить отрицательно. Кот чувствует нечистую силу, и шерсть его подни-мается дыбом: «Вот под кроватью кот жмется и сверкает зелеными глазами, — на его шерсти можно колдовать... Вот под комодом мелькает опять серая Недотыкомка». Следовательно, все кто "соприкасается" с Недотыкомкой, становятся обитателями дьявольского царства. Именно оно и воцарилось в душе Передонова. А Недо-тыкомка продолжает "гипнотизировать" героя, хохоча над всеми его опасениями и неудачами.
Она не дает ему спасти свою душу.и в церкви. «Глазки блестели огоньками, она с легким звяканьем носилась иногда по воздуху, но не долго, а все больше каталась в ногах у прихожан, издевалась над Передоновым и навязчиво мучила. Она, конечно, хотела напугать Передонова, чтобы он ушел из церкви до конца обедни. Но он понимал ее коварный замысел — и не поддавался». Однако это не помогает Ардалиону Борисовичу. Недотыкомка снова и снова появляется перед ним. И вот она сливается с природой, которая также становится враждебной герою. «По земле быстро ползла тень от тучи, и наводила на Передонова страх. В клубах пыли по ветру мелькала иногда серая Недотыкомка».
Новое появление полусущества в церкви говорит о невозможности Передонову выйти из круга инфернального мира. Он становится новым его обитателем. И кажется, что они уже «родственные души». «То-то ее сегодня и не видно, — думал Передонов, — нажралась, да и завалилась куда-нибудь, спит теперь поди».
Со временем Передонов понимает, что она враждебна ему, но избавиться сам от нее не может, а друзей не оказывается рядом. Два разных мира (Недотыкомки и Передонова) сливаются так же, как перемешиваются душевный и внешний мир передоновской жизни. Таким образом, Недотыкомка становится проводником Передонова в потусторонний мир. Однако можно говорить и о том, что с первых же страниц романа герой явно живет в другом мире, находящемся далеко за пределами реальности. Только сначала он не имеет того дьявольского подтекста, который, накапливаясь, попадает в этот «реальный» мир. «Передонов подошел к окну, и облил зловещий призрак. На всем были чары и кудеса. Визжала и дикая Недоты-комка, злобно и коварно смотрели на Передонова и люди, и скоты. Все было ему враждебно, он был одним против всех». Герой все более погружается в этот мир. «Во всем чары да кудеса мерещились Передонову, галлюцинации его ужасали, исторгая из его груди безумный вой и визги. Недотыкомка являлась ему то кровавою, то пламенною, она стонала и ревела, и рев ее ломил голову Передонову нестерпимой болью». Даже ладан, который используют для очищения, не приносит герою ничего хорошего. «Порою между клубами ладанного дыма, являлась Недотыкомка, дымная, синеватая». То есть он снова несет одурманивающее начало, как и белена. Ладан должен отгонять все адские проявления. Однако, наоборот, он провоцирует их появление, и при этом с неясными очертаниями (дымная Недотыкомка). В дальнейшем запах ладана становится и вовсе вонючим. «Он (Передонов) зевал, бормотал, толкал Варвару, жаловался, что воняет ладаном, воском, мужичьем». Здесь благовоние окончательно утрачивает свои очистительные качества. А через появление вони к нам снова возвращается Недотыкомка: «Она была грязная, вонючая, противная, страшная».
Еще более обобщая образ, созданный Сологубом, Л. В. Евдокимова так характе-ризует Недотыкомку: «Недотыкомка не только свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хаотической природе вещного мира. Она символ этого хаоса и как таковой принадлежит миру, а не Передонову». Этот хаос вторгается как в жизнь героя, так и в судьбу самого писателя. Он все сметает на пути, оставляя только пустоту на земле и в душах. Он не очищает, не помогает, а перепутывает все жизненные ниточки так, что найти концов не возможно. Среди этого остается только одна перспектива: приспосабливаться к мрачной действительности и попытаться найти здесь свое место.
Сологуб дает в романе другой способ избавления от греха — огонь. «Пламенная Недотыкомка, прыгая по люстрам, смеялась и навязчиво подсказывала Передонову, что надо зажечь спичку и напустить ее, Недотыкомку огненную, но не свободную, на эти тусклые, грязные стены, и тогда, насытясь истреблением, пожрав это здание, где совершаются такие страшные и непонятные дела, она оставит Передонова в покое». То непонятное существо показывает Передонову выход из этого мира через огонь. Но этот огонь должен быть не сжигающим, а очищающим. Для него он не стал таковым. Недотыкомка осталась с Передоно-вым.
Итак, Недотыкомка в романе — основной символ стихийного начала. Этот образ нельзя обозначить как негативный, особенно если вспомнить, что представляет собой сам Передонов. Скорее, Недотыкомка — это воплощение мрака жизни, напоминание Передонову о нем самом, о грязи в его душе.
Роман «Мелкий бес», если попытаться рассмотреть его исключительно с реалистических позиций, представляет собой описание жизни школьного учителя. Этот учитель — Ардалион Борисович Передонов — человек косный, тупой и жестокий — сходит с ума к последним страницам романа. Но это если сильно упростить. На самом деле этот образ, как и все произведение, значительно сложнее. И один из самых сложных и противоречивых образов-символов на страницах «Мелкого беса» — это образ Недотыкомки. Образ Недотыкомки вызывал недоумение, удивление и споры многих исследователей творчества Сологуба. Производились всевозможные предположения. Недотыкомка представлялась порождением воспаленного сознания Передонова, символом ужасного, страшного и неуютного мира, олицетворением злой души Передонова... «Такая многозначность символического образа Недотыкомки — символ передоновщины, символ горького и скользкого начала, символ абсурда, символ хаотической природы мира — соответствует природе «истинного» символа, но какой смысл вкладывает сам автор в этот символ — на этот вопрос еще предстоит ответить», — пишет Е. Макаренко.
Недотыкомка — странное, непонятное и неопределенное существо, не имеющее определенной конфигурации и консистенции, оставляющая сомнение в самом своем существовании. Ведь ее видит только Передонов: «Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределенных очертаний, — маленькая, серая, юркая Недотыкомка... Когда он протягивал руку, она быстро ускользала... через минуту появля-лась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая».
Мрачная, темная, демоническая атмосфера, созданная Сологубом на страни-цах его романа, все более проникает в душу Передонова и воплощается в образе Недотыкомки. «И вот живет она, ему на страх и погибель, волшебная, многовидная, — следит за ним, обманывает и смеется... измаяла, истомила его зыбкою своею пляскою».
Как мы уже говорили, существуют различные интерпретации образа Недоты-комки. И так как он по природе своей символичен, он бесконечен, неисчерпаем. «Недотыкомка не столько свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хао-тической природе вещного мира. Она символ этого хаоса как таковой принадлежит миру, а не Передонову», — пишет Л. В. Евдокимова. Е. Макаренко так же собрала различные высказывания об образе: «Впоследствии исследователи, как правило, расширяли эту характеристику различными определениями: Недотыкомка — это символ косности, жестокости, жадности, агрессии, символ неуловимого гадкого и скользкого начала. Есть о более короткие, но не менее емкие определения: Недотыкомка — это суть, символ передоновщины, символ абсурда».
Эта серая, безликая и юркая Недотыкомка появляется только перед Передоновым, больше никто ее не видит. Не является ли она плодом воображения героя? Можно ответить отрицательно. Кот чувствует нечистую силу, и шерсть его подни-мается дыбом: «Вот под кроватью кот жмется и сверкает зелеными глазами, — на его шерсти можно колдовать... Вот под комодом мелькает опять серая Недотыкомка». Следовательно, все кто "соприкасается" с Недотыкомкой, становятся обитателями дьявольского царства. Именно оно и воцарилось в душе Передонова. А Недо-тыкомка продолжает "гипнотизировать" героя, хохоча над всеми его опасениями и неудачами.
Она не дает ему спасти свою душу.и в церкви. «Глазки блестели огоньками, она с легким звяканьем носилась иногда по воздуху, но не долго, а все больше каталась в ногах у прихожан, издевалась над Передоновым и навязчиво мучила. Она, конечно, хотела напугать Передонова, чтобы он ушел из церкви до конца обедни. Но он понимал ее коварный замысел — и не поддавался». Однако это не помогает Ардалиону Борисовичу. Недотыкомка снова и снова появляется перед ним. И вот она сливается с природой, которая также становится враждебной герою. «По земле быстро ползла тень от тучи, и наводила на Передонова страх. В клубах пыли по ветру мелькала иногда серая Недотыкомка».
Новое появление полусущества в церкви говорит о невозможности Передонову выйти из круга инфернального мира. Он становится новым его обитателем. И кажется, что они уже «родственные души». «То-то ее сегодня и не видно, — думал Передонов, — нажралась, да и завалилась куда-нибудь, спит теперь поди».
Со временем Передонов понимает, что она враждебна ему, но избавиться сам от нее не может, а друзей не оказывается рядом. Два разных мира (Недотыкомки и Передонова) сливаются так же, как перемешиваются душевный и внешний мир передоновской жизни. Таким образом, Недотыкомка становится проводником Передонова в потусторонний мир. Однако можно говорить и о том, что с первых же страниц романа герой явно живет в другом мире, находящемся далеко за пределами реальности. Только сначала он не имеет того дьявольского подтекста, который, накапливаясь, попадает в этот «реальный» мир. «Передонов подошел к окну, и облил зловещий призрак. На всем были чары и кудеса. Визжала и дикая Недоты-комка, злобно и коварно смотрели на Передонова и люди, и скоты. Все было ему враждебно, он был одним против всех». Герой все более погружается в этот мир. «Во всем чары да кудеса мерещились Передонову, галлюцинации его ужасали, исторгая из его груди безумный вой и визги. Недотыкомка являлась ему то кровавою, то пламенною, она стонала и ревела, и рев ее ломил голову Передонову нестерпимой болью». Даже ладан, который используют для очищения, не приносит герою ничего хорошего. «Порою между клубами ладанного дыма, являлась Недотыкомка, дымная, синеватая». То есть он снова несет одурманивающее начало, как и белена. Ладан должен отгонять все адские проявления. Однако, наоборот, он провоцирует их появление, и при этом с неясными очертаниями (дымная Недотыкомка). В дальнейшем запах ладана становится и вовсе вонючим. «Он (Передонов) зевал, бормотал, толкал Варвару, жаловался, что воняет ладаном, воском, мужичьем». Здесь благовоние окончательно утрачивает свои очистительные качества. А через появление вони к нам снова возвращается Недотыкомка: «Она была грязная, вонючая, противная, страшная».
Еще более обобщая образ, созданный Сологубом, Л. В. Евдокимова так характе-ризует Недотыкомку: «Недотыкомка не только свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хаотической природе вещного мира. Она символ этого хаоса и как таковой принадлежит миру, а не Передонову». Этот хаос вторгается как в жизнь героя, так и в судьбу самого писателя. Он все сметает на пути, оставляя только пустоту на земле и в душах. Он не очищает, не помогает, а перепутывает все жизненные ниточки так, что найти концов не возможно. Среди этого остается только одна перспектива: приспосабливаться к мрачной действительности и попытаться найти здесь свое место.
Сологуб дает в романе другой способ избавления от греха — огонь. «Пламенная Недотыкомка, прыгая по люстрам, смеялась и навязчиво подсказывала Передонову, что надо зажечь спичку и напустить ее, Недотыкомку огненную, но не свободную, на эти тусклые, грязные стены, и тогда, насытясь истреблением, пожрав это здание, где совершаются такие страшные и непонятные дела, она оставит Передонова в покое». То непонятное существо показывает Передонову выход из этого мира через огонь. Но этот огонь должен быть не сжигающим, а очищающим. Для него он не стал таковым. Недотыкомка осталась с Передоно-вым.
Итак, Недотыкомка в романе — основной символ стихийного начала. Этот образ нельзя обозначить как негативный, особенно если вспомнить, что представляет собой сам Передонов. Скорее, Недотыкомка — это воплощение мрака жизни, напоминание Передонову о нем самом, о грязи в его душе.
Другие сочинения по этому произведению
Образ Варвары в произведении Федора Сологуба «Мелкий бес» Передонов - характеристика литературного героя Значение цвета в романе Федора Сологуба «Мелкий бес»