После бала

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 2 минуты
Сочинения
58 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Мораль в рассказе Толстого «После бала»»

Сочинение

Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, - вечные. У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о том, что значит « жить честно ». В его поздних рассказах, когда за плечами писателя уже были богатый жизненный опыт, годы размышлений и самоанализа, все чаще звучит боль за поруганное человеческое достоинство, за погубленные человеческие жизни. В рассказе « После бала » Толстой говорит о том, что, по его глубокому убеждению, красота не может существовать там, где утрачены человечность и доброта. И для того чтобы наглядно проиллюстрировать нам свои убеждения, писатель избрал форму рассказа героя о случае, определившем его судьбу.

Герой произведения - всеми уважаемый пожилой человек. Мы знакомимся с ним во время разговора о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Большинство собеседников придерживались мнения, что среда душит лучшие стремления, «заедает», но Иван Васильевич утверждает, что на жизненном пути человек должен руководствоваться голосом своей совести. Именно собственная совесть стала источником конфликта героя с фальшивой, безнравственной средой. В юности Иван Васильевич «был очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Основным его занятием в ту пору были всевозможные увеселения, и, конечно, рн был влюблен в «замечательную красавицу» и часто посещал балы. Мир героя был полон любви и романтики. Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере. Но после одного случая жизнь его круто переменилась.

Рассказ о переломном событии в жизни своего героя Л. Н. Толстой построил на контрастном изображении двух эпизодов: пышного, роскошного бала у губернского предводителя и страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата. На балу герой пребывал в атмосфере красоты и благополучия. Он был так «веселидоволен, …счастлив, блажен», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро ». Молодой человек « обнимал в то время весь мир своей любовью» и «с восторженным умилением» наблюдал за своей юной возлюбленной, танцующей в паре с отцом. Их образы соединялись в сознании героя, и потому к отцу любимой девушки он также «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство ». В тот момент они представить себе не мог, какое жестокое разочарование может его постигнуть.
Невозможно описать силу переживаний Ивана Васильевича, наутро увидевшего мир с совершенно неожиданной стороны. Когда в душе то еще звучала музыка бала, мелькало белое платье Вареньки, ее улыбка, вспомнилось нежное и трогательное отношение отца к дочери, в сознание неожиданно ворвались резкие и пронзительные звуки: «барабанщик и флейтщик не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Мир словно взорвался перед Иваном Васильевичем, когда он увидел, как отец Вареньки « своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Противопоставляя эти две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности, и чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение. Соединяя в своем сердце образы отца и дочери, Иван Васильевич каждый раз, встречаясь с Варенькой, невольно вспоминал ее отца на площади, и ему становилось «как-то неловко и неприятно ». Он стал реже видеться с девушкой, и постепенно любовь его сошла на нет ».

Интересны рассуждения самого героя о поворотном событии в его жизни: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было- дурное дело? Ничуть ». « Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал », - думал они старался узнать это.«Но сколько ни старался - и потом не мог узнать этого. А, не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился ». Очевидно, что герой распорядился своей жизнью совсем не так, как мечтал в юности, и теперь, на склоне лет, считает, что жизнь свою прожил зря, не принеся пользы отечеству, людям, себе самому. Но окружающие так не считают.

* «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, - отвечают ему. - Скажите лучше, сколько б людей никуда не годились, кабы вас не было».

Чем же заслужил Иван Васильевич такое уважение окружающих? Наверное, тем, что обладал редким среди людей даром, даром, который с легкой руки Л. Н. Толстого принято называть «умом сердца». Такие люди часто беззащитны перед ударами судьбы, они много видят, но еще больше чувствуют, и именно эти чувства, которые мало подчиняются трезвому рассудку, руководят их поступками и делами. Таким людям всегда непросто жить и находить себя в жестоком мире обыкновенных людей. Герой Толстого руководствовался своей совестью и потому так и не смог примириться с миром людей, нарушающих законы добра и справедливости.

Другие сочинения по этому произведению


"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н .Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Сочинение по произведению на тему: «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала») Художественные параллели (статья «Николай Палкин» и рассказ «После бала») Изложение замысла рассказа «После бала» Толстого Проблематика рассказа Льва Толстого "После бала" Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Нравственное изменение Ивана Васильевича Образ главного героя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Л.Н. Толстой "После бала". Полковник на балу и после бала Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Рассвет поменявший мир.Изложение по рассказу Л Н Толстого «После бала» Отец Вареньки в повести «После бала» Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции Страницы из дневника написанные в утро Прощеного воскресенья (По рассказу Л.Н. Толстого "После бала") Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь Значение антитезы в рассказе Л Н Толстого «После бала» Характеристика образа Ивана Васильевича Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)" (2) Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Любовь с этого дня пошла на убыль Размышление о рассказе Л. Толстого «После бала» Контраст как основа композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Утро, изменившее жизнь Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)" (1) Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала» Роль композиции в рассказе Толстого «После бала» в раскрытии его идейно художественного содержания «После бала»(сочинение-отзыв) (1) «Муштра, одна муштра...» (по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» ) «После бала»(сочинение-отзыв) (2)