Воскресение
Лев Николаевич Толстой
Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
20 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Принцип изображения душевной жизни героя в романе «Воскресение»»
Сочинение
Принцип изображения душевной жизни, отвергнутый Толстым в начале его литературного пути («повести Пушкина голы как-то»), сыгравший такую большую роль в «Анне Карениной», стал в романе «Воскресение» главенствующим для психологической характеристики героини. Душевная жизнь раскрывается не столько во внутреннем переживании, сколько во внешнем проявлении - жесте, поступке, «сцене». Здесь психологизм Толстого в чем-то существенном сходен с чеховской манерой.
Показательно, что в своем последнем романе Толстой не только широко изобразил революционеров, но отдал им много сочувствия. В их среде, а не под воздействием Нехлюдова возрождается к новой жизни Катюша Маслова. И все же, высоко ценя нравственные качества «политических» (правда, не всех - есть среди них и высокомерные догматики вроде Новодворова), Толстой не приемлет их способы борьбы за справедливую жизнь. Роман заканчивается цитатами из Евангелия, которое читает Дмитрий Нехлюдов, надеясь найти в нем спасительный путь. Эту концовку, как известно, резко критиковал Чехов (в одном из писем).
«Воскресение» как бы подвело итог всему творчеству Толстого 80-90-х годов. В художественном плане задачи универсального обличения и моральной проповеди были осуществлены этим романом. В канун революционных событий 1905 года перед всей литературой и перед Толстым тоже - встали как главные иные задачи.
В конце 90-х - начале 900-х годов в произведениях, дневниках и письмах Толстого усиливаются ноты активности, нередко оправдывается борьба, действенное вмешательство в жизнь, чаще возникают сомнения в том, что непротивление и христианская любовь - действительные средства переустройства жизни. Страстная критика ухода от жизни, монастырского затворничества в «Отце Сергии» (повесть закончена в 1898 г.) в известной мере направлена и против религиозно-нравственного учения самого Толстого, которое тоже было уходом от реальной жизни, от кипящей в ней борьбы. По меткому слову Короленко, это учение - своеобразная «часовенка», где Толстой спасался «от мучительных житейских противоречий».
В отличие от повестей и рассказов 80-х годов и даже от романа «Воскресение» в повестях начала 900-х годов поведение главного героя, изображаемого с безусловным авторским сочувствием, не подтверждает идеи самосовершенствования и непротивления, но, напротив, отрицает догму толстовского учения, утверждает «настоящую», деятельную жизнь (Хаджи-Мурат в одноименной повести, Альбина и Иосиф Мигурские в рассказе «За что?»). В созданной в этот период драме «Живой труп» писатель сочувствует Федору Протасову, хотя его жизнь и поступки во многом противоречат учению, которое продолжает проповедовать в публицистических работах Толстой.
В высшей степени показателен тот факт, что в условиях общедемократического подъема накануне первой русской революции Толстой сделал революционеров предметом художественного изображения (последние редакции «Воскресения», рассказы «Божеское и человеческое», «Фальшивый купон»). Отрицая, как и прежде, целесообразность «насильственного» революционного действия, Толстой вместе с тем открыто высказывает сочувствие революционерам.
Революцию 1905 года Толстой, как известно, не понял и отстранился от нее. Разгоревшейся во время революции классовой борьбе он противопоставил требование добрых, незлобивых личных отношений («Корней Васильев»); жестокой и бесплодной, с его точки зрения, революционной «насильственной» деятельности - «истину» об «агнце», который победит всех («Божеское и человеческое»); а царю советовал вместо расправы с революционным движением добровольно отказаться от власти и связанного с ней «греха» («Посмертные записки старца Федора Кузьмича»).
Но как главная в его творчестве этих лет выдвинулась тема борьбы с самодержавным деспотизмом («Хаджи-Мурат», «За что?»). Вновь пробудился интерес к истории декабристов, хотя замысел романа о них и теперь не был осуществлен. В русской литературе конца XIX - начала XX века, несомненно, Толстому принадлежит первое, главенствующее место. Его авторитет - не только как писателя, но как выдающейся, несравненной личности - был громадным. Общеизвестны суждения на этот счет Чехова, Горького, Куприна, Бунина, многих зарубежных писателей - Роллана, Т. Манна, Голсуорси и других.
Другие сочинения по этому произведению
Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Нехлюдов - характеристика литературного героя Роман "Воскресение" — предвестник общественных перемен Сюжет романа Толстого «Воскресение» Персонажи романа Л.Н.Толстого "Воскресение" Роль портрета в романе Л. Н. Толстого "Воскресение" Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого «Воскресение») Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Сочинение по роману Льва Толстого «Воскресение» Противоречивость образа Анны Каретной Образ Катюши Масловой в романе «Воскресение» Герой романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Роль портрета в романе Л.Н. Толстого "Воскресение" Главная задача романа «Воскресение» "Воскресение души" (по роману "Воскресение") Основа сюжета романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Характеристика образа Катюши Масловой в романе Толстого «Воскресение» Героиня романа Толстого «Воскресение» Содержание романа «Анна Каренина»