Воскресение

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
20 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Главная задача романа «Воскресение»»

Сочинение


Настала пора обобщающих картин жизни, освещенной новым взглядом на нее. Роман «Воскресение» был закончен в 1899 году. Сравнительно с «Войной и миром» и «Анной Карениной» это был новый, открыто социальный, «общественный» роман. Для структуры «Воскресения» чрезвычайно важны три момента.

Главная задача романа - художественно исследовать весь существующий строй жизни, снизу доверху и по всем направлениям вширь. Эпический размах «Войны и мира», глубокие социально-психологические анализы «Анны Карениной» все-таки не создавали исчерпывающей картины общественного бытия, «Воскресение»- социальный роман-обозрение - в этом смысле энциклопедичен. В окончательном тексте исходный сюжетный мотив (дворянин и соблазненная им девушка) хотя и служит своего рода стержнем, на который нанизывается остальной материал, но, в сущности, отодвигается на второй план - сравнительно со значительностью всего остального. Это чутко уловил Чехов, когда писал, что самое неинтересное в романе - отношения Нехлюдова и Катюши, а самое интересное - разные тетушки, смотрители, генералы и т. п. В подчеркнуто социальном повествовании второстепенной оказалась не только любовная интрига, но и духовное прозрение главного героя, обозначенное в заглавии романа.

Второй момент, определивший художественную структуру «Воскресения», связан с кардинальным решением, которое Толстой принял в 1895 году и так записал об этом в дневнике: «Ясно приял, отчего у меня не идет «Воскресение». Ложно начато… Я понял, что надо начинать с жизни крестьян, что они предмет, они положительное, а то - тень, то - отрицательное… Надо начать с нее».

«Ложно», было не только начато, а «ложно» писалось вообще - если судить с этой новой, изменившейся точки зрения. Писалось о грехе, раскаянии и возрождении дворянина Нехлюдова. Но прежний страстный интерес Толстого к этой теме к середине 90-х годов явно иссякал. И хотя в публицистических работах он по-прежнему взывал к совести господ, в искусстве это перестало быть главным для него. На первый план как предмет выдвинулось другое - жизнь обиженного народа, в частности невинно осужденной Масловой.

В критической литературе много раз отмечалась холодность, с какой ведется рассказ о душевных переживаниях Нехлюдова. Относилось это за счет художественной неудачи Толстого. Это едва ли верно. Дело, видимо, в том, что Толстой разлюбил самый этот тип - кающегося дворянина. Свои обличительные инвективы Толстой поручает все-таки Нехлюдову, однако приговор несправедливой жизни выносит в романе не один Нехлюдов, но и сами люди из народа. Когда Катюша говорит: «Очень уж обижен простой народ», а ее соседка по тюремной камере: «Видно и вправду… правду-то боров сжевал», - то сказано это коротко, но верно, и как раз то, что прежде всего хочет, сказать сам Тол

стой.

Показательно, что почти все основные эпизоды в жизни главных героев романа не обходятся без участия и оценки «посторонних» лиц - из народа. Суд над Масловой подробно обсуждается в тюремной камере, как и все ее свидания с Нехлюдовым. Точно так же после сцены у коменданта Петропавловской крепости (спирита) идет разговор Нехлюдова с извозчиком.

Наконец, третья важнейшая черта - острая публицистичность романа. Это не только роман-обозрение, но и роман-проповедь. Вся русская литература накануне революции отмечена усилением публицистичности. В последнем романе Толстого страстная публицистическая речь, особым образом организованная, становится художественно выразительным средством. Знаменитый зачин «Воскресения»: «Как ни старались люди…» - это не только идейный, но и художественный ключ ко всему роману.

Композиция здесь однолинейна и строится в соответствии с основным социальным конфликтом, увиденным автором. Мир разделен на два неравных враждебных друг другу лагеря: господствующие классы и все, кто охраняет их привилегии, - и обиженный, забитый народ - крестьяне, городская беднота, арестанты, а также ссылаемые на каторгу защитники народа - революционеры. Пропасть непонимания, ненависти, презрения разделяет эти два лагеря. Лишь порвав со своей средой, Нехлюдов становится защитником народа и с пристальным вниманием начинает относиться к «политическим».

Подлинным художественным открытием Толстого явилось изображение душевной жизни героини романа, женщины из народа Катюши Масловой. История ее нравственных падений и «воскресения» рассказывается просто и строго. Сложность, неопределенность, противоречивость переживаний, свойственная обычно героям Толстого, у Катюши отсутствует вовсе, и не потому, что ее внутренний мир беден и невыразителен. Наоборот, она, по мнению автора и ставших ее товарищами революционеров,- замечательная, много пережившая женщина. Но художником избран иной способ раскрытия ее переживаний - не «диалектика души», с ее «подробностями чувств», пространными внутренними монологами и диалогами, снами, воспоминаниями, а, употребляя выражение самого Толстого, «душевная жизнь, выражающаяся в сценах».

Другие сочинения по этому произведению


Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Нехлюдов - характеристика литературного героя Роман "Воскресение" — предвестник общественных перемен Сюжет романа Толстого «Воскресение» Персонажи романа Л.Н.Толстого "Воскресение" Роль портрета в романе Л. Н. Толстого "Воскресение" Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого «Воскресение») Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Сочинение по роману Льва Толстого «Воскресение» Противоречивость образа Анны Каретной Образ Катюши Масловой в романе «Воскресение» Герой романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Роль портрета в романе Л.Н. Толстого "Воскресение" Принцип изображения душевной жизни героя в романе «Воскресение» "Воскресение души" (по роману "Воскресение") Основа сюжета романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Характеристика образа Катюши Масловой в романе Толстого «Воскресение» Героиня романа Толстого «Воскресение» Содержание романа «Анна Каренина»