Господин из Сан-Франциско
Иван Алексеевич Бунин
«Роль звуковой организации в композиционном строении рассказа.»
Бунина не раз отмечали как мастера детализации текста. Это касается всего: описания мелких деталей внешности, необычайной яркости и детальности происходящего. Умел Бунин передать звуки, ощущения и запахи так, что порой кажется, будто и сам прочувствовал всё то, о чём только что прочёл. Остановимся подробно на звуковой организации текста.
Звуковая составляющая рассказа в исполнении Ивана Бунина задаёт тексту некоторую ритмичность. Можно сказать, что при прочтении читатель будто бы слушает некое музыкальное произведение — в нём ровно так же чётко прослеживаются важные составные части сюжета — некоторые звуки, звучащие порой невзначай, а подчас и весьма выразительно, на чём делается особенный акцент, указывают на некую развязку сюжетной линии или на её кульминацию. Так и в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — к примеру, загудевший по всему дому «второй гонг», точно в языческом храме. Эта подчёркнутая торжественность вкупе с поразительной детальностью описания будто наталкивает читателя на мысль о том, что сейчас произойдёт какой-то сюжетный поворот.
Помимо вышесказанного, стоит также отметить и то, что звуковая насыщенность описания в рассказе создаёт полноту картины. Будучи в определённый момент простым фоном, музыкальные мотивы создают общее настроение, рисуют общие черты происходящего, как например, описание праздной жизни в баре «Атлантиды», заданное под мотивы «сладостно-бесстыдной» музыки.
Наконец, время от времени звуковое сопровождение перестаёт просто дополнять описание, становясь целым отступлением от основной мысли конкретного эпизода.
Таким образом, звуковая организация, отличающаяся не только количественно, но и качественно — со всевозможными метафорами — играет одну из ведущих ролей в рассказе.
Другие сочинения по этому произведению
"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) «Вечное» и «вещное» в рассказе